Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
В дальнейшем советские органы начали признавать за Норвегией более активную роль: политики в Осло все чаще делали акцент на стратегическом положении страны и наличии общей границы с СССР, заявляя о готовности «...служить посредниками в деле организации северного отростка западного союза».
Особую реакцию СССР вызвали конференции министров иностранных дел и обороны трех скандинавских государств, проходившие соответственно в сентябре и октябре 1948 г. Переговоры трактовались как сговор, причем под давлением и указке США, и под непосредственным контролем американской разведки и лично Дж.К. Маршалла. Работая на опережение, советская пресса писала о «военно-политическом штабе северных стран» как о реально созданном органе, аналогичном по функциям штабу Западного союза. Вина за отказ от нейтралитета, международного сотрудничества и добрососедства с СССР полностью возлагалась на «норвежскую военщину».
В конце 1948 — начале 1949 гг. Норвегия стала объектом основного напора советской критики, однако не как «активист» идеи Скандинавского оборонительного союза, а как приверженец безусловного подчинения требованиям США и Великобритании о жесткой увязке североевропейского альянса с блоком западных государств. Х. Ланге были адресованы обвинения в его «разнузданных выпадах против Советского Союза», неприятии действий СССР в ООН, и, наконец, он открыто характеризовался как поджигатель войны.
Уместно обозначить тот факт, что отношение СССР к проблеме возможного создания регионального альянса и специфической позиции Норвегии по поводу пего, было в целом негативным, и не содержало конструктивных предложений. Данное обстоятельство вполне соответствует предположениям Т. Хетланда и А. Рёксунда о том, что внешнеполитическое руководство в Москве сознавало невозможность преодоления мощного американо-британского экономического и политического влияния на официальные круги Норвегии, и потому не придавало отрицательному мнению юридическую форму дипломатических демаршей, заведомо безуспешных.
Начало активного и явного противодействия Советского Союза вступлению Норвегии в НАТО относится к январю 1949 г. К этому времени у советских дипломатов, ответственных за норвежское направление, сформировалась убежденность в том, что уже в середине декабря 1948 г. Х. Ланге и его единомышленники в правительстве определилось в выборе в пользу положительного ответа на возможное приглашение вступить в создававшийся блок.
Заведующий Пятым европейским отделом МИД А.Н. Абрамов и посол в Норвегии С.А. Афанасьев писали 6 января 1949 г. министру иностранных дел В.М. Молотову, что уже отказ Норвегии от соглашения с СССР о совместной обороне Шпицбергена в 1947 г. означал утверждение внешнеполитической ориентации страны на США и Великобританию, а политика «наведения мостов» на деле выливалась в постоянное следование курсу двух этих стран.
Это проявлялось во враждебной позиции по отношению к СССР в ООН, участии в «плане Маршалла», развитии военного сотрудничества с Великобританией, курсе на скандинавский военный союз, а также объявлении о нежелании подписывать с Советским Союзом пакт о дружбе и взаимопомощи, хотя СССР такого официально и не предлагал.
Примечательно, что А.Н. Абрамов и С.А. Афанасьев говорили о решении принять участие в учредительной конференции НАТО как об уже свершившемся факте, и предвидели, что «включение Норвегии в этот враждебный Советскому Союзу агрессивный блок неизбежно приведет к подчинению ее внешней политики, вооруженных сил и экономики целям американской внешней политики, предоставлению территории страны англо-американцам для создания направленных против нас военных баз и к предотвращению... пограничной с нами Норвегии в передовой плацдарм США и Англии на северной границе СССР».
В связи с этим предлагалось сделать заявление об отношении СССР к вступлению Норвегии в НАТО, что позволило бы укрепить позиции СССР среди противников участия в НАТО в Скандинавии.
Заявление было опубликовано к концу января 1949 г., когда МИД СССР обнародовал ноту с общей характеристикой целей предполагавшегося североатлантического договора. Советское внешнеполитическое ведомство исходило из общей трактовки причин нарастания противоречий между западными странами и СССР, неоднократно представлявшейся Председателем Совета Министров И.В. Сталиным в течение 19461948 гг.
Как в общем заявлении МИД СССР в отношении планов НАТО, так и ноте в адрес Норвегии от 29 января 1949 г., Североатлантический договор с международно-правовой и формально-юридической точек зрения оценивался как группировка с агрессивными целями, противоречившими Уставу ООН. Руководство Советского Союза требовало от правительства страны разъяснить его позицию по отношению к НАТО, имея ввиду, помимо прочего, наличие общей границы с СССР, а также подтвердить или опровергнуть сообщения прессы о вступлении страны в альянс.
В ответе от 1 февраля указывалось, что, во-первых, надежды норвежского правительства на превращение ООН в реальную структуру поддержания мира и безопасности не оправдались, а во-вторых, стране была необходима действительная гарантия от войны. При таких резонах единственным выходом было региональное оборонительное сотрудничество, которое как считали в Осло, не противоречило духу ООН.
В данном случае норвежским правительством имелась ввиду ст. 52 гл. VIII Устава ООН, которая гласила, что «...Устав... не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения... вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с Целями и принципами Организации...».
Однако, говорилось в норвежском ответе, при несогласии скандинавских стран относительно принципов регионального альянса, и при том, что Норвегия — «ярко выраженная морская нация», единственным выходом для нее могла бы стать региональная система безопасности, охватывающая страны Атлантического океана.
Правительство Норвегии, учитывая причины беспокойства советского руководства, заверяло в отсутствии агрессивных целей и недопущении использования территории страны для осуществления таких целей. Однако наиболее важным, как для Правительства СССР, так и для дальнейшего участия в НАТО, было обязательство Норвегии не предоставлять территорию для военных баз и вооруженных сил иностранных держав, до тех пор, пока она не подвергнется агрессии.
<< [1] ... [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] ... [62] >>