Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

После получения упомянутого приглашения в середине января 1949 г. в Карлстаде (Швеция) состоялось совещание премьер-министров Дании, Норвегии и Швеции, на котором главы правительств обсуждали возможности вступления в альянс.

Официальное обнародование планов подписания Североатлантического договора состоялось 27 января 1949 г. в Стортинге, когда Х. Ланге делал доклад о провале переговоров по североевропейского военно-политического союза. Через неделю министр в более утвердительной форме известил депутатов об окончательном решении правительства изучить возможность присоединения к военно-политическому союзу под эгидой США и Великобритании.

В условиях норвежской государственно-политической системы действия Х. Ланге и группы его сторонников в правительстве по присоединению страны к эвентуальному блоку не могли приобрести легитимность без утверждения в Стортинге. Принятие же парламентского решения, в свою очередь, было невозможно без одобрения фракции правящей Норвежской рабочей партии, которая в большей степени, нежели правительственная бюрократия, была подвержена настроениям общества. Однако еще в январе 1949 г. внутри руководства рабочей партии не было единства мнений по этой проблеме. Более того, сам ее председатель и глава правительства Норвегии Э. Герхардсен был сторонником «скандинавской альтернативы» развития норвежской политики безопасности.

Однако приверженцам атлантической интеграции, и в первую очередь министру Х. Ланге, удалось склонить на свою сторону таких видных деятелей партии, как Х. Ли, К. Нурдал, О. Торп, А. Урдинг и Й. Саннес. Именно эти деятели обеспечили успешное прохождение вопроса о вступлении в атлантический альянс на съезде Норвежской рабочей партии 17—19 февраля 1949 г.

Несмотря на предельную сжатость сроков согласования решения, Х. Ланге смог, как показал К.Э. Эриксен, в целом соблюсти формальные нормы партийной дисциплины. Однако известно давление министра на делегатов съезда с помощью слухов о «советской угрозе» и заявлений об ожидании правительством США норвежского решения (в тот момент Атлантический договор еще не был утвержден Сенатом США). Позиция же Э. Герхардсепа была сломлена осознанием невозможности приведения к единому знаменателю шведской политики нейтралитета и норвежского стремления заручиться твердыми гарантиями помощи с Запада.

Имея документально зафиксированное свидетельства поддержки со стороны съезда рабочей партии, Х. Ланге 24 февраля 1949 г. выступил перед Стортингом с докладом, в котором обстоятельно приводились достоинства участия страны в «плане Маршалла» и доказательства в пользу неспособности ООН реально обеспечить безопасность в мире.

Логика доклада подводила депутатов к желательности и неизбежности тесной военно-политической интеграции с США как единственной возможности гарантирования защиты страны в случае агрессии или войны. Для максимального убеждения депутатов, осознававших последствия такого шага для отношений с СССР, министр иностранных дел применял достаточно убедительные и логически выверенные, по демагогические по содержанию, аргументы.

Проведение через Стортинг вопроса о вступлении в атлантический альянс заняло порядка трех недель. Голосование состоялось 29 марта 1949 г., причем фракция рабочей партии, большинство членов которой были против блока, стараниями Х. Ланге к обсуждению допущены не были. Перевесом в 119 голосов Стортинг одобрил предложение правительства о ратификации намечавшегося Североатлантического договора и 4 апреля 1949 г. норвежская делегация его подписала.

Внешнеполитические маневры Норвегии весны 1948 — начала 1949 гг. определили новое содержание советско-норвежских отношений в этот период: основной текущей задачей СССР стало определение позиций по вопросам обще-скандинавской и атлантической альтернатив развития норвежской политики безопасности.

Первая реакция советского правительства на отношение скандинавских стран к плану Э. Бевина в целом была благожелательной. Об этом, при отсутствии введенных в оборот достоверных архивных материалов, позволяет судить анализ официальной печати СССР. Так, например, в международных обзорах центральных газет акцентировалось внимание на том, что правительства Швеции и Дании выступали с негативными заявлениями по поводу планов Западноевропейского союза.

В то же время необходимо отметить достаточно парадоксальный факт появления в советских газетах серии публикаций, прямо и косвенно обвинявших скандинавские страны в подписании секретного военного соглашения между ними, и, с другой стороны, с США и Великобританией'. Норвежский исследователь Т. Хетланд полагает, что подобный домысел мог быть основан на информации датской коммунистической газеты «Land og Folk».

Возможно предположить, что причиной, по которой советское руководство шло на обнародование не вполне достоверных сведений, было желание спровоцировать руководство Норвегии и других стран на однозначное заявление об отсутствии каких-либо секретных военных соглашений или планов подписания таковых.

Первые признаки трений и разногласий в советско-норвежских отношениях могут быть отнесены к концу марта 1948 г., когда общественное мнение и партийные круги Норвегии были взбудоражены событиями в Чехословакии. Поводом для резкой критики Советским Союзом изменений в международных отношениях Норвегии стали резкие заявления Х. Ланге относительно заведомого отказа его страны от рассмотрения каких-либо предложений СССР заключить пакт о ненападении. Советское руководство доводило до норвежцев свое несогласие с прозападной ориентацией их страны и ее участием в «плане Маршалла». Более того норвежское правительство обвинялось в совместной, с Великобританией и США, подрывной деятельности против восточно-европейских стран.

С началом переговоров Северных стран по региональному альянсу Советский Союз развернул интенсивную кампанию критики и дискредитации этого проекта. Точка зрения советского руководства на идеи скандинавского союза выражала дифференцированное мнение относительно роли каждого из государств региона в развитии идей блока скандинавских стран. Безусловным инициатором считалась Швеция, тогда как Норвегия — «ведомой». Как утверждалось, в любом случае североевропейский блок должен был в итоге интегрироваться в Западный союз и обрести антисоветскую направленность.

<<   [1] ... [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] ...  [62]  >>