Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
На правах рекламы:
• Как работать с заводом напрямую, приобретая бетон в Истре по минимальной цене? . Избежать переплаты «за воздух» можно лишь одним путём – работая с производителем напрямую. Именно такое сотрудничество вам предлагает компания « Истра-бетон», изготавливающая качественные бетонные смеси под цели заказчиков. В основе сотен зданий и дорог города Истры – бетон нашего производства, поставляется он и в другие населённые пункты.
Вся сумма событий, специфически воспринятая норвежскими политиками, а также домыслы и подозрения, которыми оперировали официальные круги Норвегии, привели к ряду таких важнейших шагов, как: санкционирование Стортингом 50%-го увеличения военных расходов на 1949 г. в обход конституционной процедуры, «опережающий» категорический отказ правительства страны от «возможного» советского предложения о пакте о взаимопомощи, дополнительная мобилизация и сосредоточение ВМФ в северных водах страны. В дополнение к перечисленным мероприятиям 8 марта 1948 г. Норвегия впервые напрямую обратилась к США с завуалированной просьбой предоставить гарантии безопасности.
Правительство страны искало решение вопроса о военно-политическом альянсе, который в достаточной мере дополнил бы национальную оборонную политику. При этом в еще марте 1948 г. норвежцам представлялось, что членство в Западном союзе могло быть самым радикальным вариантом, переходить к которому следовало после отработки идеи Скандинавского оборонительного союза.
Начало переговоров по североевропейскому блоку формально было запущено в апреле 1948 г. шведским министром иностранных дел Б.Э. Унденом, но фактически его инициатива была вызвана пожеланиями Х. Ланге о британских гарантиях безопасности стран региона. В ходе переговоров, проходивших в мае 1948 — январе 1949 гг., выявились непреодолимые разногласия в подходах к принципам планировавшегося блока.
Швеция шла на обсуждение идеи скандинавского военно-политического союза именно для того, чтобы через создание регионального альянса, с одной стороны, удержать Норвегию и Данию от блокирования с западными державами, а с другой стороны, уравновесить советское влияние в Финляндии. Для того, чтобы сделать свой план привлекательным для соседей, шведское правительство предлагало развернутое оборонное сотрудничество, хотя и без прямых гарантий защиты в случае войны.
В свою очередь, Норвегия преследовала цель получить именно прямые и юридически закрепленные гарантии военной защиты. Но даже при выполнении этого условия правительство страны принимало идею Скандинавского оборонительного союза только в случае, если договор по региональному альянсу подкреплялся соглашением с Великобританией. Последнее было абсолютно неприемлемо для нейтральной Швеции.
В целях выяснения и преодоления противоречий 9 сентября 1948 г. совещание министров иностранных дел Дании, Норвегии и Швеции приняло решение создать комиссию «...по изучению возможностей сотрудничества... [трех стран] в области обороны». Предполагалось, что комиссия, создававшаяся как техническая и без полномочий по окончательному решению вопроса о создании скандинавского блока, должна была работать до 1 февраля 1949 г. На деле в Осло состоялась целая конференция министров обороны трех стран, каждый из которых сопровождался советниками и экспертами.
Разногласия между шведской и норвежской позициями не были сколько-нибудь преодолены в ходе переговоров, что и было зафиксировано в докладе экспертного совета, состоявшего из представителей внешнеполитических и военных ведомств скандинавских государств. Отчет от 14 января 1949 г. резюмировал, что по своему потенциалу скандинавский военно-политический альянс ни в одном из своих видов не был бы способен обеспечить достаточный уровень обороны. 13 конце января 1949 г. в Осло проходила последняя сессия переговоров, которая формально констатировала отсутствие практического результата, и фактически завершала дебаты.
Позиция Норвегии относительно источника гарантий военной помощи фактически запрограммировала провал «скандинавской альтернативы». Кроме того, параллельно переговорам в Стокгольме норвежский МИД вел латентную подготовительную работу по осуществлению другой альтернативы — вхождения в блок западных государств. Но в этом случае от намерений Норвегии зависело гораздо меньше, чем в случае с обсуждением проекта блока скандинавских стран. Западный союз как альянс, основанный на содружестве Франции и Великобритании, в незначительной мере нуждался в Норвегии. Изменение роли последней в стратегии западных государств могло произойти только при подключении к процессу военно-политической интеграции Соединенных Штатов Америки.
Учитывая это и другие обстоятельства, норвежское правительство воздерживалось от официальных обсуждений вопроса, но через партийные структуры вело важную подготовительную работу. С начала ноября 1948 г. в норвежской печати стали все чаще появляться статьи, подчеркивавшие, что Норвегия не согласится с политикой нейтралитета, и что скандинавское сотрудничество не может заменить дальнейшего более тесного сотрудничества с Западом.
С одной стороны, такая позиция имела цель оказать давление на Швецию угрозой изоляции и вынудить ее пойти на уступки. С другой стороны, на фоне разногласий между североевропейскими странами и отсутствия определенных результатов самого совещания, норвежское общественное мнение готовилось к предложению присоединиться к атлантическому блоку.
С конца 1948 г. по февраль 1949 г. включительно министр Х. Ланге реализовывал план подготовки партии, парламента и правительства к необходимости присоединению к атлантическому альянсу, в случае возникновения последнего. Основные мысли о задачах и перспективах политики были изложены министром в партийном органе «Арбейдербладет». Констатируя, что международная обстановка в 1948 г. но вине СССР обострилась, он считал реальностью угрозу повой войны в Европе. По этой причине Норвегии были необходимы твердые гарантии защиты. Скандинавский оборонительный союз в этом смысле не смог бы удовлетворить норвежцев, которых он призывал дать себе «...ясный отчет в том, какой стороне они принадлежат» и понять, что безопасность страны должна быть основана на альянсе с США.
По форме это были размышления, однако министр знал об уведомлении Государственным департаментом США норвежского посла в Вашингтоне о том, что правительство в Осло получит официальное приглашение присоединиться с Североатлантическому пакту, таким образом интервью Х. Ланге в действительности было изложением истинных намерений.
<< [1] ... [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] ... [62] >>