Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Так или иначе, но усиление военно-стратегической составляющей деятельности Норвегии в североатлантическом блоке относится к началу 1950-х гг. Как писал Р. Тамнес, НАТО должна была пытаться остановить Советский Союз и его партнеров на крайних пределах зоны ответственности альянса, непосредственно граничивших с СССР, в первую очередь на Севере Европы.
В то же время в начальный период существования блока у норвежских политиков и военных не было уверенности ни в обязательности защиты их страны для США и Великобритании, ни в наличии собственных достаточных ресурсов и возможностей для обороны. Поэтому деятельность правительства Норвегии развивалась в двух основных направлениях: 1) милитаризация государственно-политической и социально-экономической жизни страны; 2) институциональное и материальное закрепление гарантий со стороны ведущих членов НАТО через интеграцию в ее военно-стратегические структуры и процессы.
В порядке осуществления первого направления были проведены такие мероприятия, как принятие Временного закона о чрезвычайных полномочиях правительства на случай войны (25 июня 1954 г. преобразован в постоянный), военной опасности и серьезного кризисного положения, Закона о гражданской обороне; увеличение срока воинской обязанности и срочной службы; принятие и выполнение планов развития военной инфраструктуры на морских побережьях; планомерное увеличение до 1955 г. военных расходов; рассмотрение возможности о принятии на вооружение ядерных вооружений.
К тому же норвежское руководство показывало, что может достаточно вольно рассматривать свою «небазовую» политику: 21 февраля 1951 г. министр обороны Норвегии Й.Х .Хауге на выступлении в Стортинге заявил: «Наша политика в отношении баз не может препятствовать тому, чтобы Норвегия строила свои военные сооружения по такому образцу, чтобы они были пригодны для непосредственного приема и содержания эффективным образом союзных вооруженных сил, направляемых в Норвегию для содействия обороне страны». Эта декларация так и не была дезавуирована.
Интеграция в военно-стратегические системы Североатлантического альянса реализовывалась через поддержку Норвегией в сентябре 1950 г. концепции объединенных сил и командования; проведение совместных учений; создание объектов, пригодных для размещения и снабжения иностранных войск; строительство или переоборудование аэродромов и баз ВМС по стандартам альянса.
19 января 1951 г. правительство Норвегии предложило Стортингу постановление «Об участии Норвегии в создании системы общего командования и общих вооруженных сил стран Атлантического пакта», а 14 марта 1951 г. Стортинг одобрил этот документ. 19 июня правительство подписало соглашение о статусе вооруженных сил НАТО, которое создало юридические основания для размещения иностранных войск па свое территории и учреждения в Осло штаба командования силами НАТО в Северной Европе.
Проводя мероприятия по интеграции страны в западные системы военно-политического сотрудничества, норвежское правительство, тем не менее, не могло не учитывать таких обстоятельств, как международное положение Советского Союза, его общее отношение к США и НАТО в 1950-е гг., военно-стратегическое значение североевропейского региона и арктических вод для СССР. Поэтому параллельно деятельности в рамках альянса Норвегия развивала усилия по т.н. «заверению» восточного соседа в оборонительном характере своего членства в НАТО и старалась не предпринимать действий, ставивших бы под сомнение «небазовый» характер этого участия. Наиболее детально и системно принципы такого балансирующего курса описаны в работах Р. Тамнеса и Г. Лундестада.
Основной интерес, определявший политику СССР в отношении Норвегии в период 1950—1955 гг., был связан с тем, чтобы ее действия в рамках альянса не нарушали равновесия, установившегося в регионе в конце 1940-х гг.
В связи с этим необходимо учесть, что во внешнеполитическом руководстве Советского Союза отдавали себе отчет в ограниченности возможностей действенного влияния на тенденции международной активности Норвегии. Так, менее, чем через год после создания НАТО, МИД СССР признавал, что обязательства Осло по НАТО де-факто передавали норвежские войска и территорию в распоряжение военных структур альянса, поставили военно-политическую систему государства под контроль США, и при этом не существовало каких-либо формальных запретов на размещение иностранных войск и баз на территории страны.
Посол СССР С.А. Афанасьев докладывал своему министру А.Я. Вышинскому в феврале 1950г., что параллельно милитаризации в Норвегии наблюдался другой опасный процесс — возникновение проамериканской ориентации общественного мнения. Формировавшаяся иод влиянием партий, профсоюзов, прессы и духовенства, она впоследствии, при поддержании соответствующей антисоветской истерии, могла преодолеть самоограничение Норвегии в виде недопущения иностранных войск на свои земли. Однако основная критика СССР в адрес норвежской стороны по этому поводу направлялась через прессу, а не по официальным каналам.
Уже в конце 1950 г. в правительство СССР стали поступать подтверждения возможности пересмотра «небазового статуса»: 4 ноября 1950 г. С.А. Афанасьев делал выводы о том, что в Норвегии готовились опорные пункты под будущие базы иностранных войск, в течение отдельных сезонов фактически постоянно присутствовали части британских и американских войск, а развитие враждебной антисоветской пропаганды пассивно поддерживалось политическими силами.
Помимо этого, 26 октября 1950 г. в газетах появилась информация, что Верховное командование союзных держав НАТО в Европе намерено разместить иностранные военные контингенты на территории Норвегии. Эти сведения были опровергнуты норвежским МИДом, однако 27 октября было опубликовало новое сообщение, в котором говорилось об «удивлении» Вашингтона относительно этого опровержения. Эти факты, а также косвенные свидетельства готовности норвежского правительства по нажимом США пересмотреть «небазовый» статус страны в мирное время, ставили перед необходимостью выражения реакции советского правительства на эти мероприятия.
<< [1] ... [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] ... [62] >>