Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
В записке отдельно рассматривалось значение советско-финляндских отношений для Норвегии. При сохранении зависимости внешней политики Финляндии от СССР эта североевропейская страна после «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» 1948 г. получала большие возможности маневра. Для Норвегии это было важно в том смысле, что Финляндия могла принять более активное участие в северном сотрудничестве. Для Норвегии «...выгодно, что Москва сейчас изменила свое отношение к практическому сотрудничеству с Севером. Норвегии следует попытаться по возможности извлечь пользу из новой позиции Советского Союза и поощрить возможный позитивный взгляд па сотрудничество Северных стран.
Не будет чрезмерным заявить Советскому Союзу о том, что военное сотрудничество лежит вне сферы деятельности Северного Совета и что такая работа не ведется и в рамках других форм сотрудничества между Северными странами...». Давление СССР на Норвегию с требованием о выходе Норвегии из НАТО было маловероятно, тогда как вопрос о норвежской «базовой» политике мог быть легко поднят, и советские руководители «...смогут спровоцировать заявление или высказывание Норвегии, которое, даже если оно практически будет лишь повторением наших прежних заверений в адрес Советского Союза, в современной ситуации советской дипломатией и пропагандой может быть подано как победа».
Общий вывод о предполагаемых целях советской политики в отношении Норвегии, таким образом, по мнению С.Т. Эксланда состоял в том, чтобы она «...отошла от активного сотрудничества с НАТО и вернулась к той политике, которую она... [проводила] до 1949 г. Результаты советско-финляндских переговоров в Москве и другие советские инициативы на Севере... будут использованы Советским Союзом для поощрения такого развития событий в Норвегии».
К 3 ноября 1955 г. комитет информации при МИД СССР подготовил справку в четыре раздела, посвященную Норвегии. Части документа содержали обзор деятельности Норвегии в рамках НАТО, участия страны в системе северного сотрудничества, позиций Норвегии по главным вопросам мировой политики, и развития отношений с СССР. Норвегия характеризовалась как наиболее слабая страна в НАТО с точки зрения возможностей вооруженных сил и военно-промышленного комплекса, но при этом отмечалось большое значение, придававшееся геостратегическому положению страны США и руководством НАТО, этим же объяснялось масштабное военное строительство в Норвегии и размеры материальной помощи, получавшейся в рамках планах Маршалла.
Наряду с тем, что норвежское правительство и ведущие политические силу по-прежнему полагали членство в НАТО и опору на гарантии западных государств основой политики безопасности, «...но ряду вопросов, связанных с участием Норвегии в блоке западных держав, норвежские правящие круги проявляют известную осторожность». Например, в течение 1952—1954 гг. правительство страны при поддержке общественности отказывало США в выполнении их настойчивых требований по предоставлению баз под авиачасти.
Характеризуя северное сотрудничество, И. Бакулин — автор справки указывал, что оно развивалось в двух плоскостях — и как взаимодействие всех стран региона, и как кооперация стран региона — членов НАТО, к которому добавлялось двустороннее военно-техническое сотрудничество Норвегии с Швецией. Что касается взглядов Норвегии на мировые дела, то ее деятельность характеризовалась неопределенностью в вопросах снижения гонки вооружений, поддержкой ремилитаризации Западной Германии и вступления в НАТО.
В другой записке, характеризовавшей личность и политическую деятельность премьер-министра Норвегии Э. Герхардсена, отмечалось, что его взгляды на СССР эволюционировали от враждебности до заинтересованности и благожелательности. На фоне «атлантистов» Х. Ланге и О. Торпа премьер-министр выглядел осторожным и гибким политиком.
5 и 10 ноября 1955 г. Третий отдел МИД СССР подготовил секретные записки «Отношение Норвегии к идее нейтралитета» и «Военные базы НАТО в Норвегии». Разработчики документов полагали, что «...сторонникам НАТО не удалось дискредитировать... идею нейтралитета». Определенные политические силы, в их числе Коммунистическая партия, бывший посол в СССР Э. Масенг, деятели науки и другие, продолжали пропагандировать возврат к нейтралитету. В справке по базам в Норвегии описывалось развернувшееся в Норвегии строительство военных объектов НАТО, финансировавшееся норвежским бюджетом и из средств альянса. Записка отдельно указывало на то, что, несмотря на неоднократные заявления норвежского правительства о «небазовом» характере участия в НАТО в мирное время, подписав 19 июня 1951 г. договор стран альянса о статусе вооруженных сил, оно создало возможность присутствия на территории Норвегии иностранных войск.
Первая встреча Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, председателя Совета министров СССР Н.А. Булганина и его заместителя А.И. Микояна с премьер-министром Норвегии Э. Герхардсеном и сопровождавшим его министром торговли А. Скаугом состоялась 11 ноября 1955 г.
Как и предвидели эксперты норвежского МИД, готовившие визит Э. Герхардсена, Н.С. Хрущев вскоре безапелляционно сломал повестку переговоров, переведя разговор на иные вопросы: «...торговля, которая является у нас [в СССР] одной из функций государства, не аполитична, она-один из элементов общей политики... Западные страны создали... НАТО, который мы рассматриваем как военный союз, направленный против нас. ... я не намерен завязывать здесь дискуссию о том, чтобы Норвегия ушла из НАТО. Это... было бы неплохо... Все страны, вошедшие в НАТО, подчиняются диктату США в этом вопросе ограничения торговли с СССР. Вот против этого мы... настроены очень агрессивно». Далее он продолжил тирадой о том, что Норвегия вступила в альянс («влезла в пасть льва») «не от хорошей жизни», причем па СССР также лежит часть вины в этом, поскольку он не смог создать в умах норвежцев положительного впечатления о себе.
Норвежский премьер, стремясь вернуть беседу в намеченное русло, подчеркнул, что Норвегия хотела оставаться нейтральной страной, а ООН не стала всемирным гарантом мира и безопасности. Поэтому для Норвегии единственным выходом стало вступление в НАТО — организацию, имеющую не агрессивный характер, а народ страны по-прежнему желает, чтобы между бывшими участниками «большой тройки» восстановилось взаимопонимание и сотрудничество.
<< [1] ... [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] ... [62] >>