Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

Проекты и цены на строительство домов в Иркутске от надежной компании . Фирма по строительству домов в Иркутске. С 2013 года компания "СтройТехПроект" начала развивать направление по строительству малоэтажных домов. Наш опыт и профессионализм проявились в возведении первого каменного дома в селе Хомутово Иркутской области.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

В части записки, констатирующей провал антисоветской пропаганды и кампании вокруг «советской угрозы» со стороны США, имеется прямое указание на возможность и необходимость расширения «зоны нейтралитета» (курсив мой — А.П.) за счет Норвегии. И далее: при отсутствии в регионе единства относительно форм нейтралитета (либо в виде нейтрального «скандинавского блока», либо в виде сепаратного нейтралитета) Для СССР было бы неприемлемо категорически поддерживать только одну из двух альтернатив. Поэтому, считал А.И. Плахин, разумно было добиваться выхода Норвегии из НАТО с одновременным предоставлением советских гарантий ее нейтралитета, подписать совместную советско-шведскую декларацию в поддержку нейтралитета Швеции и разрядки напряженности в регионе, содействовать развитию торговли с Норвегией.

Однако подобного рода новаторские положения не находили применения на более высоких уровнях внешнеполитического руководства Советского Союза. 1 ноября 1954 г. первый заместитель министра иностранных дел СССР А.А. Громыко подготовил анализ советско-норвежских отношений. Согласно ему, правительство Норвегии вынуждено было исходить из условий, сложившихся в первой половине 1950-х гг.: перемирие в Корее, окончание войны в Индокитае, советские предложения но разрядке в Европе.

К этому добавлялась возраставшая оппозиция блоковой политике внутри Норвегии. Недовольство курсом страны фокусировалось па экономической зависимости, милитаризации общественно-политической жизни и государственно-правовой системы. Кроме того, несмотря на заверения норвежского правительства в небазовом статусе в рамках НАТО, очевидным являлось постоянное присутствие иностранных войск на территории страны.

22 июня 1954 г. Стортинг ратифицировал дополнительный протокол к Северо-атлантическому пакту о гарантиях странам — членам «Европейского оборонительного сообщества». Усиливалось противодействие Норвегии политике СССР в международных организациях и форумах. В частности, Ланге подержал подписание Германией Брюссельского договора, 18 октября норвежский парламент одобрил ремилитаризацию Западной Германии и ее вступление в НАТО. Норвегия открыто выступила с неприятием заявлениях Советского правительства от 31 марта и 24 июля 1954 г. с предложениями о создании такой системы коллективной безопасности в Европе, которая сделала бы ненужными противоборствующие военно-политические блоки. А.А. Громыко характеризовал отношение Норвегии к «северному сотрудничеству» как к способу втягивания Швеции и Финляндии в более тесные отношения с НАТО. Постоянным явление политической жизни Норвегии оставались и антисоветские кампании в газетах, «шпионские скандалы» с судами над «советскими агентами».

Материалы советской печати 1952 — первой половины 1955 гг. позволяют судить о позиции советского правительства как о сдержанном неприятии. По-прежнему основным объектом нападок и критики служили действия США и НАТО в целом но введению территорий Норвегии в военно-стратегические планы. В то же время реализовывалась более ранняя установка на поддержку политических сил левого спектра и антивоенных движений. Кроме того, советская печать использовала 15-летнюю годовщину крушения норвежской независимости и 10-летнюю — ее восстановления, для того, чтобы провести параллели между политикой западных держав в отношении Норвегии на начальных этапах Второй мировой и «холодной» войны.

Важнейшим событием, завершавшим первый этап отношений между СССР и Норвегией в условиях «холодной войны» и приведшим к их относительной нормализации, стал визит норвежского премьер-министра Э. Герхардсена в 1955 г.

28 июня 1955 г. председатель норвежского кабинета в беседе с послом СССР в Норвегии Г.П. Аркадьевым дал понять, что имеет желание посетить Советский Союз с целью обсуждения таких вопросов, как декларация о сотрудничестве в деле сохранения мира, межпарламентский обмен, торговые сотрудничества и культурные связи, а также режим р. Паатсо-Йоки (Пасвик-Эльв).

Через день Э. Герхардсен обсуждал вопрос о визите па заседании правительства. Значение, которое придавалось посещению СССР, видно из того, что премьер полагал необходимым проконсультироваться с датским и шведским коллегами, Советом НАТО и Комитетом по иностранным делам Стортинга. Официальное приглашение премьер-министру Норвегии было направлено 20 августа, а 28 августа он дал согласие на визит.

При этом подготовка визита велась уже с начала августа. Так, уже 5 августа 1955 г. статс-секретарь МИД Д. Брюн завершил памятку о вопросах для обсуждения в СССР. Первое, Fia чем настаивал Д. Брюн, в Москве не должны вестись какие-либо переговоры [курсив документа — А.П.], задача визита — в установлении личных контактов и заявлении норвежской позиции по проблемам, которые волнуют советскую сторону. Предположительно, полагал статс-секретарь, она захочет выяснить точку зрения Норвегии на результаты Женевской конференции. Позиция Норвегии должна быть обусловлена достижением консенсуса четырех великих держав.

Кроме этого, статс-секретарь считал, что если СССР будет интересовать отношение норвежцев к запрещению ядерного оружия, то позиция должна быть основана на решении ООН по этому вопросу. Что касается того, «что не следует одобрять в качестве предмета обсуждения», то это был, в первую очередь, вопрос о Шпицбергене. На случай, если эта проблема будет поднята, советовалось ссылаться на необходимость привлечения всех стран — подписантов договора 1920 г. Обсуждения же вопроса о членстве в НАТО следовало вообще избегать, формулируя отказ принципиальной «необсуждаемостью» этого аспекта внешней политики Норвегии, но при этом выказывать готовность развеять все подозрения СССР в отношении участия Норвегии в альянсе. Основным планируемым норвежским интересом на переговорах был выделен вопрос о рыболовстве в арктических водах.

8 октября 1955 г. первый секретарь посольства Норвегии в СССР С.Т. Экеланд составил документ о советской политике в отношении Норвегии. В 14-ти пунктах записки указывалось, что, вследствие общих изменений внешнеполитического курса СССР в направлении «разрядки», поэтому приглашение премьер-министра Э. Герхардсена в СССР являлось проявлением стремления к добрососедским отношениям с Норвегией, хотя норвежский дипломат не исключал, что «фон «доброй воли» для визита... может быть с выгодой использован советской дипломатией и пропагандой в политических целях... в отношении Норвегии и Севера». В решении проблемы участия скандинавских стран в НАТО СССР не был в состоянии добиться их выхода из альянса и вынужден был примириться с этим, отсюда — смягчение с 1951—1952 гг. формулировок в оценках северного сотрудничества, что, впрочем, не означало одобрения в принципе идеи скандинавского оборонительного союза, даже если Дания и Норвегия вышли бы из НАТО.

<<   [1] ... [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] ...  [62]  >>