Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

3) неудачные попытки осуществления политики «наведения мостов» со второй половины 1945 г. и ее фактическое свертывание к началу 1948 гг.;

4) отказ от линии на организационное оформление «скандинавской альтернативы» политики безопасности к началу 1948 г. и реализация положений «атлантической ориентации», завершившаяся вхождением в НАТО во первой трети 1949 г.;

5) институционализация членства в Североатлантическом альянсе, перевод задач и средств внешней политики в соответствие с общей стратегией НАТО, военно-политическая интеграция в структуры блока в конце 1940 — начале 1950-х гг.

Результатом этой эволюции стал отказ Норвегии от идей традиционного «скандинавского нейтрализма», граничившего с изоляционизмом, придававшим ей статус «европейской провинции». Страна решительно интернационализировала внешнюю политику и стала проводить линию на подключение к системе политико-экономического и военно-стратегического сотрудничества со странами Запада.

Ревизия старых и формирование новых доктринальных основ внешней политики имели не только формально-юридическое выражение. В течение 1940 — начала 1950-х гг. в международной деятельности Королевства Норвегия произошел также качественный сдвиг. В первые тридцать пять лет независимости основной задачей дипломатии являлось обеспечение внешнеэкономической деятельности и судоходства, понятие «внешней политики» фактически отождествлялись или подменялось с «внешней торговлей».

Заметными атрибутами международных отношений Норвегии в довоенный период являлись известный «морализм» и идеализация международного права как основы отношений между нациями. Однако уже к концу 1940-х гг. значительную часть норвежских внешнеполитических интересов стали составлять проблемы войны и сохранения мира, развития организаций сотрудничества и систем безопасности.

Начало разрушению идеологии и практики предвоенной внешней политики страны было положено воздействием внешних факторов, например таких, как борьба между Германией и западноевропейскими союзниками за контроль над ключевыми стратегическими позициями и полезными ископаемыми. Определяющее воздействие на перелом в международно-политическом планировании норвежского руководства оказали катастрофа 1940 г. и тесное сотрудничество с британским правительством до середины 1945 г.

Невозможность возврата к нейтралитету в 1945 г., при всем желании многих официальных деятелей Норвегии, была обусловлена кардинальным изменением мирового политического порядка после Второй мировой войны. Стремление США сохранить, упрочить и развить свои ведущие мировые военные, политические и экономические позиции, достигнутые в результате и благодаря этой войне, определило их выход из режима традиционной самоизоляции. Глобальные американские интересы и действия по их обеспечению стали главной движущей силой консолидации европейских стран в развернувшемся противостоянии общественно-политических систем Запада и Востока — «холодной войне».

Реалии этого противоборства не оставляли Норвегии, связавшей себя участием в «плане Маршалла» и экономической зависимостью от США, возможностей самостоятельно определять внешнеполитический курс. Под давлением англо-саксонских государств, в силу неадекватного восприятия событий в Восточной Европе и вследствие идеологического сдвига внутри Норвежской рабочей партии Норвегия включилась в процесс военно-политической интеграции атлантических государств.

Содержание и характер эволюции советско-норвежских политических отношений испытали на себе воздействие глобально-политических процессов и тенденций конца 1930— начала 1950-х гг., в первую очередь таких, как крушение Версальско-Вашингтонского порядка и становление Ялтинско-Потсдамской системы, оформление биполярного мира в условиях «холодной войны» и развитие всемирных и региональных организаций сотрудничества и безопасности.

Перемены, произошедшие в системе международной политики Норвегии, обусловили содержание центральных проблем политических отношений Советского Союза с ней, их особенности и характер и предопределили начало их нового этапа. По мнению диссертанта в развитии взаимодействия между двумя государствами с конца 1939 г. до середины 1950-X гг. правомерно выделить следующие периоды:

1) кризис в конце 1939 — начале 1940 гг., вызванный советско-финской войной, и прекращение дипломатических контактов во время германской оккупации в мае 1940 г.;

2) восстановление официальных межгосударственных отношений, сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции и реализация Советским Союзом мер по воздействию на «атлантическую ориентацию» норвежской внешней политики со второй трети 1941 г. до конца 1944 г.;

3) период напряженности, вызванной разногласиями и противоречиями между Советским Союзом и норвежским правительством по вопросам о статусе островных территорий Норвегии в Арктике в конце 1944 — начале 1945 гг. и связанных с ними опасений относительно планов советского командования после освобождения Восточного Финнмарка;

4) период дискуссий по вопросам обеспечения советской зоны безопасности на Севере Европы и «северного сотрудничества» во второй половине 1945 — начале 1948 гг.;

4) противодействие СССР процессам интеграции Норвегии в военно-политический альянс атлантических государств в 1949 г.;

5) адаптация и признание Норвегией интересов Советского Союза после ее вступления в НАТО, достижение частичного консенсуса с СССР по вопросу «особых» условий ее членства в альянсе, общая стабилизация и нормализация отношений концу 1955 г.

На протяжении этих этапов Советский Союз стал для Норвегии не только сопредельным государством, но и превратился в одного из ведущих объектов ее внешней политики. Отношения между ними приобрели повое — политическое и военно-стратегическое — содержание, в дополнение к экономическим аспектам, являвшимся центральными в межвоенный период. К важнейшим результатам, достигнутым к середине 1950-х гг. могут быть отнесены утверждение особых принципов участия Норвегии в НАТО, учитывавших интересы Советского Союза.

<<   [1] ... [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] ...  [62]  >>