Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

Одним из наиболее значительных итогов связей между двумя странами стало выстраивание особой модели отношений Советского Союза с ближайшими соседями в условиях «холодной войны». Из всех наций, которые с политико-экономической и социо-культурной точки зрения принято относить к западноевропейским, одни норвежцы являлись его непосредственным соседом. После 1945 г. Норвегия стала едва ли не единственным сопредельным СССР государством, не претерпевшим изменений внутриполитической ситуации или международно-политического статуса под прямым воздействием восточного соседа. Несмотря па военно-стратегическую важность региона и все опасения норвежцев, Советский Союз не предпринимал шагов по «финляндизации» Норвегии после Второй мировой войны. СССР, далее того, признавал возможность сотрудничества в сфере безопасности даже при сохранении существенных различий в общественном строе и идеологии.

Как представляется, одной из существенных специфических черт советско-норвежских отношений в конце 1930 — первой половине 1950-х гг. является их значительная подверженность политике СССР, не направленной непосредственно к Норвегии. С этой точки зрения наиболее показательны, например, соглашения с Германией 1939 г., война с Финляндией, договоры с ней от 1940, 1944 и 1947 гг., деятельность «большой тройки», общие условия и динамика сотрудничества или противоречий между СССР и западными странами во второй половине 1940-х гг. Особое место в ряду примеров подобного рода занимает роль Советского Союза в событиях в странах Восточной Европы и особенно в Чехословакии в 1948 г., и их общее восприятие норвежцами. Все эти, а также некоторые другие события и акции СССР на мировой арене, находили широкое обсуждение в печати, партийных и официальных кругах Норвегии, и отчетливо отражались в принимавшихся ее руководством международно-политических решениях.

С другой стороны, очевидны декларативность, низкие активность и результативность политических действий СССР в конце 1930 — начале 1950-х гг., относящихся непосредственно к Норвегии. Так, в данном контексте показательна ограниченность интереса, проявленного советским руководством к Меморандуму 8 мая 1942 г. В дальнейшем, в первые послевоенные годы Советским Союзом не были в полной мере использованы возможности продолжения дискуссий по Пакту о ненападении и статусу Шпицбергена. Отдельными исключениями возможно признать результаты советских заявлений и демаршей по таким вопросам, как планы Скандинавского оборонительного союза и условия участия Норвегии в НАТО.

Подобная ситуация в отношениях между двумя странами была порождена рядом ограничений и объективных условий, в которых формировалась и развивалась внешняя политика СССР, особенно в первое десятилетие после Второй мировой войны. По ее окончании труднопреодолимым препятствием для активной и многовекторной международной деятельности Советского Союза являлась ограниченность его ресурсов. Кроме того, советское руководство безусловно признавало Норвегию сферой интересов англо-саксонских государств. Важно также, что первое десятилетие «холодной войны» выявило общую тенденцию сотрудничества держав с так называемыми «малыми странами», когда к последним зачастую применялся шаблон, действовавший в отношении ведущих государств.

Диапазон интересов СССР во второй половине 1945 — начале 1950-X гг. показывает, что Норвегия не являлась приоритетным направлением для советского руководства и была всего лишь объектом экстраполяции принципов внешнеполитической стратегии Советского Союза в отношении США и Великобритании. Поэтому наличие четко сформулированных общих принципов часто сочеталось с отсроченными и пассивными действиями в отношении малых стран, в данном случае — Норвегии. В таких условиях советско-норвежские отношения в 1940-е — первой половине 1950-X гг. неизбежно становились процессом, обусловленным в первую очередь содержанием и характером внешней политики Норвегии, и в гораздо меньшей степени — инициативой СССР.

В целом время с конца 1939 г. до середины 1950-х гг. представляет собой самостоятельный целостный этап развития отношений между СССР и Королевством Норвегия. Его начало ознаменовалось формированием нового — политического — измерения сотрудничества между двумя государствами, а окончание — стабилизацией, нормализацией и урегулированием основных проблем, вызванных глобальными пертурбациями между народно-политической системы в начальный период «холодной войны». Именно в течение этого этапа были заложены принципы взаимодействия, определившие мирное сосуществование Норвегии и Советского Союза до его распада в 1991 г.

В настоящее время Российская Федерация сталкивается с проблемами, во многом схожими с теми, что стояли перед СССР во время и после Второй мировой войны. Важнейшая из них в международном плане — это расширение НАТО и ЕС за счет малых стран Восточной Европы и Прибалтики, ставящее современную Россию перед необходимостью выстраивания отношений нового типа, поиска компромиссной формулы сосуществования. Этому способно содействовать изучение исторического опыта советско-норвежских политических отношений в 1940— 1950-е гг., развитого и приумноженного в рамках организации Баренцева Евро-Арктического региона — наиболее успешного примера международного регионального сотрудничества современной России.

Список использованных источников и литературы

I. Архивные материалы

Архив внешней политики Историко-документального департамента Министерства иностранных дел РФ (АВП РФ)

Ф. 06 Секретариат народного комиссара (министра) иностранных дел СССР В.М. Молотова (секретный)

Оп. 2, и. 22, д. 265, 268; п. 25, д. 318;

Оп. 3, п. 18, д. 232;

Оп. 5, п. 27, д. 305;

Оп. 6, п. 41, д. 538;

Оп. 7, п. 38, д. 573;

Оп. 9, п. 61, д. 923; п. 62, д. 639, 936.

Оп. 11, п. 16, д. 253.

Ф. 07 Секретариат А.Я. Вышинского (заместитель народного комиссара (министра) в 1940—1949 гг., министра к 1949—1953 гг., заместители министра в 1953—1954 гг.) (секретный)

Оп. 12, п. 26, д. 346; Оп. 22, п. 38, д. 278; Оп. 24, п. 25, д. 292; Оп. 26, п. 47, д. 141, 142

<<   [1] ... [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] ...  [62]  >>