Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
2 июля 1945 г. сотрудниками Пятого европейского отдела НКИД И. Сысоевым и М. Ветровым заместителям наркома А.Я. Вышинскому и С.А. Лозовскому была направлена секретная справка, в которой рассматривались возможности создания военно-политического блока стран Северной Европы. Авторы справки приводили исторические свидетельства существования «скандинавизма» как давнего стремления стран региона к объединению в военно-политический блок, а также примеры из недавней истории предвоенного и военного времени, которые указывали на явное присутствие идей «северного блока» у ведущих политических деятелей стран региона.
Авторы характеризовали замысел блока скандинавских стран как проект «Великой Скандинавии», противоречащий идеям ООН. Это автоматически противопоставляло блок СССР и делало его возможным очагом конфликтов в Северной Европе. Отсюда следовало предложение «воспрепятствовать созданию военно-политических союзов... северных стран путем совместного англо-советско-американского заявления, запрещающего образование подобных союзов».
СССР декларировал свое негативное отношение к идеям развития скандинавского сотрудничества открыто. Посол в Стокгольме И.С. Чернышев в начале августа 1945 г. откровенно заявил в беседе посланнику Норвегии в Швеции А. Эсмарку, что в его стране смотрят на подобные планы с подозрением. Несмотря на то, что в Москве информированы о хорошем отношении норвежцев к Советскому Союзу, там все же «держат Швецию на подозрении», что рикошетом сказывается на отношении к ним.
При этом необходимо отметить, что деятели советской внешней политики представляли себе ситуацию с развитием «скандинавского сотрудничества» в гипертрофированном виде: в начале 1946 г. заведующий Пятым европейским отделом НКИД СССР А.Н. Абрамов писал в руководство НКИД, что создание «блока Северных стран» — свершившийся факт. А.Н. Абрамов усматривал его в проведении заседаний комитета сотрудничества социал-демократических партий, межпарламентского конгресса, общественных организаций, совещаний министров иностранных дел и серии совместных совещаний различных ведомств государств региона.
Из этого делался вывод, что «... блок Северных стран фактически создан», и в нем недостает только военной компоненты, но нельзя сомневаться в том, что существует хорошо налаженное взаимодействие — как между органами военного командования северных стран, так и их с американскими и английским структурами. В настоящем контексте важен вывод записки о том, что «острие этого сотрудничества несомненно направлено против Советского Союза» и следует прямо поставить перед представителями северных стран в Москве вопрос о сути происходящего. Аналогичная позиция транслировалась советским руководством через печать.
На фоне подобного отношения к делам на Севере Европы у правительства СССР с середины 1946 г. складывалось твердое убеждение в необходимости корректировки как целей, так и способов их достижения. В течение июня — июля 1946 г. представительством Советского Союза в Норвегии и отделом МИД, курировавшим скандинавское направление, были разработаны аналитические материалы по вопросу о деятельности в этой стране и ее роли в международных отношениях и комплекс предложений по совершенствованию советской политики в Норвегии.
В июне 1946 г. посол СССР в Норвегии Н.Д. Кузнецов писал о необходимости учета новых обстоятельства, возникших в результате после войны, таких как: общая граница, дискредитация Швеции ее сотрудничеством с нацистской Германией, превращение Финляндии в дружественное государство, утрата ведущей роли Германии в регионе. Посол считал, что для Норвегии наиболее важными факторами ее политики стали СССР и Великобритания, причем норвежская политика стремилась к паритету советского и английского влияния.
По мнению Н.Д. Кузнецова, норвежцы понимали, что без их дружественной политики... в отношении СССР нельзя сохранить свою государственную самостоятельность», и этим СССР должен был активно пользоваться. Поэтому, считал Н.Д. Кузнецов, Советскому Союзу, следовало отойти от категорического неприятия «нордизма» и попытаться использовать его в своих целях, сначала — через развитие разного рода культурных и общественных контактов.
При разработке рекомендаций по политике в отношении Норвегии Пятый европейский отдел в значительной мере учел предложения советского посла. В июле 1946 г. отдел направил В.М. Молотову документ, в котором основная задача формулировалась недвусмысленно: «Нельзя допустить, чтобы Норвегия, имеющая с нами общую... границу и представляющая значительный интерес в деле обеспечения нашей безопасности на севере Европы, оказалась бы полностью в сфере влияния англосаксонских держав...».
Возможность подобного развития ситуации сотрудники советского МИДа усматривали в расширении военного сотрудничества Норвегии, активизацию британской военной и разведывательной деятельности на ее территории, проанглийский настрой правительства и короля, укрепление привязки норвежской экономики к английской, наращивание официальным Лондоном информационной работы. В правительстве главным противником улучшения отношений с Советским Союзом, хотя, возможно и пассивным, был Х. Ланге. В итоге документ предлагал закреплять советское влияние в Норвегии через зондаж отношения политических кругов к договору о дружбе, открытие дополнительного консульства, выпуск информационного бюллетеня о СССР, расширение штата представительства ТАСС.
При всей динамичности развития внешней политики Норвегии в 1945—1948 гг. темп реагирования на нее советского руководства был замедлен: в очередной раз вопрос о действиях СССР в Норвегии был поднят только в начале 1947 г. Тогда член коллегии МИД К.В. Новиков в секретной записке министру В.М. Молотову «О наших отношениях с Норвегией» писал, что проблема приобрела «...еще большую остроту в свете продолжающегося укрепления в этой стране англичан и американцев» ввиду усиливавшейся американской составляющей норвежской внешней политики, ее внешне-экономического и военного сотрудничества.
К.В. Новиков подготовил проект решения ЦК ВКП(б), в котором обозначался набор мер но форсированию советской политики в Норвегии. Среди них: завершить переговоры по Шпицбергену и аннулировать договор 1920 г., прояснить отношение Норвегии к договору о дружбе, направить корреспондента ТАСС в Осло, поручить руководителю Совинформ-бюро С.А. Лозовскому регулярно снабжать советский бюллетень в Норвегии актуальной информацией и пр. Однако известно, что конкретного решения на тот момент принято не было.
<< [1] ... [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] ... [62] >>