Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
На правах рекламы:
• Шампунь для питания и увлажнения волос Infinity Aqua Boost от Concept . Аккуратно взбивают в легкую пену, массирующими движениями распределяют по коже головы и длине волос. Смывают теплой водой. Рекомендовано применение в комплексе с другими ухаживающими средствами серии – кондиционером и маской Aqua Boost.
Запиской Н.В. Славина Генштаб ставил вопрос о необходимости обсуждения с норвежским правительством проблемы улучшения стратегического положения через аренду норвежской территории или получение ее части в постоянное пользование в качестве компенсации за освобождение Норвегии частями РККА. На основании представленных материалов и анализа международной обстановки заместитель наркома иностранных дел СССР С.А. Лозовский докладывал В.М. Молотову, о возросшей заинтересованности британцев и американцев в архипелаге и признаках их активности, в связи с чем предлагалось послать на Шпицберген военно-морское соединение, специалистов для восстановления рудников, сопроводить экспедиции авиацией, и уведомить норвежское посольство в СССР об этих мероприятиях только в день их начала.
Предварительная проработка идеи о пересмотре статуса Шпицбергена в советском политическом и военном руководстве была продолжена осенью. В течение года заместитель руководителя НКИД В.Г. Деканозов получил важные тезисы и предложения от заведующего Пятым европейским отделом НКИД СССР А.Н. Абрамова (19 октября 1945 г.) и через год — от начальника Генерального штаба Советской армии маршала А.М. Василевского (12 октября 1946 г.). Первый писал, что в иностранной печати было опубликовано несколько сообщений о намерениях СССР захватить архипелаг. В связи с этим А.Н. Абрамов полагал разумным отказаться на время от обнародования советско-норвежской декларации по архипелагу. В свою очередь А.М. Василевским рассматривались возможности создания на Шпицбергене базы ВМС СССР, описывались географические и технические предпосылки для ее создания, а также стратегические выгоды от ее учреждения.
В сферу предметных советско-норвежских переговоров проблема Шпицбергена была переведена в конце 1946 г. 16—18 ноября этого года в Нью-Йорке состоялись беседы В.М. Молотова с Х. Ланге, на которых обсуждался проект совместного заявления по архипелагу. Норвежский министр настаивал, что вопрос о нем должен решаться па основе Устава ООН, то есть с учетом стран — участниц Парижского договора 1920 г. и с привлечением Совета Безопасности.
Наиболее важным препятствием стали разногласия по проблеме денонсации договора 1920 г. В.М. Молотов повторил аргумент, до этого уже не раз озвучивавшийся: в подписании документа принимали участие страны, не имеющие никаких интересов на архипелаге. Германия и Италия, считал он, вообще утратили моральное право принимать участие в подобного рода договорах, тогда как СССР не ставил подписи под документом, предметом которого является район, жизненно важный для него. В итоге 14 января 1947 г. состоялся доклад Х. Ланге правительству, которое решило возобновить переговоры по проблеме Шпицбергена с одновременной ее постановкой в ООН.
Вопрос об архипелаге также стал предметом обсуждения в Стортинге, что повлекло за собой утечку информации — сведения о переговорах попали в «The Times», а потом — во все мировые газеты. 17 января 1947 г., пресса Норвегии напечатала коммюнике МИД Норвегии, в котором выражалось сожаление по поводу огласки, но на деле это было официальное признание факта переговоров. Таким способом правительство придавало проблеме международный характер и подключало западных партнеров к влиянию на результат обсуждения. Это дает основания полагать, что норвежский министр заранее стремился предрешить исход дела в неблагоприятную для СССР сторону.
15 февраля 1947 г. Стортинг принял резолюцию по вопросу о Шпицбергене, которая гласила, в частности, следующее: «...международное положение изменилось в результате завершения войны..., в результате того, что Организация Объединенных наций была создана и приступила к своей работе, направленной к обеспечению мира и безопасности... <...> ...те обстоятельства, которые обусловили текст норвежского проекта совместной декларации, более не существуют, и открытие переговоров военного характера с какой-либо одной иностранной державой относительно обороны находящегося под суверенитетом Норвегии района противоречило бы той внешней политике, которую вело Правительство совместно со стортингом начиная с освобождения [выделено А.П.]».
В отчете посольства СССР в Норвегии за 1946 г. о развитии событий вокруг Шпицбергена говорилось, что точка зрения норвежцев в 1946 г. изменилась под давлением Великобритании и США, которые никогда бы не поддержали идею о совместной обороне островов. Позднее посол СССР в Норвегии Н.Д. Кузнецов писал В.М. Молотову, что «...Ланге после каждой беседы с тов. Молотовым и в Париже и в Нью-Йорке... неизменно информировал англичан и американцев о ходе переговоров между Норвегией и СССР по Шпицбергенскому вопросу», и «англо-американский отрицательный ответ на норвежский проект общей декларации сыграл решающую роль в отказе Норвегии от дальнейших переговоров в этом духе...».
Данный факт открыто признавался в личной беседе председателем внешнеполитического комитета Стортинга Т. Вольдом еще 25 февраля 1947 г. Отказ Норвегии от советских предложений по изменению статуса архипелага не поддерживался норвежскими политиками единодушно: 9 июля 1947 г. генеральный секретарь ООН Т. Ли в беседе с послом СССР С.А. Афанасьевым выражал сожаление о резолюции парламента от 15 февраля 1947 г., считая, что ее мотивировка является пустой отговоркой, и указывал на ошибочность отказа «...Советскому Союзу в его естественных стремлениях».
Таким образом в 1947 г. вопрос о Шпицбергене норвежской стороной был устранен из повестки дня отношений между СССР и Норвегией. Свертывание переговоров по данной проблеме являлось одним из результатов втягивания Норвегии в орбиту военно-политического сотрудничества западных стран в 1947—1949 гг., оно также свидетельствовало о возраставшем неприятии как в СССР, так и в Норвегии, внешнеполитических курсов друг друга.
Расхождения в советском и норвежском пониманиях международной обстановки особо отчетливо видны па примере проблемы военно-политической кооперации Норвегии со странами региона (т.н. «северное сотрудничество»). «Реанимация» этой идеи произошла еще до Дня Победы — 4 мая 1945 г., — на собрании совета общества «Шведский флот», на котором министр иностранных дел Швеции К.Э. Гюнтер поставил вопрос о региональном альянсе.
<< [1] ... [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] ... [62] >>