Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.С. Касиян. «Россия и Норвегия, 1905—1914 гг.: становление дипломатических отношений»

В начале XX в. вопрос о развитии Мурмана в контексте норвежской колонизации и промыслов в регионе рассматривался на страницах российских газет, в частности в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» (далее — ИАОИРС), где в период 1910—1914 гг. появился ряд публикаций с предложениями рационализации русских промыслов, в частности, с целью снижения возросшей зависимости населения Мурмана от норвежской рыбы. Среди них наиболее конструктивными, на наш взгляд, были аналитические статьи мурманских предпринимателей и практиков рыболовного дела H.Л. Копытова и К.Ю. Спаде, выступавших за усовершенствование техники рыбного лова мурманскими колонистами и поморами, за применение прогрессивных западных методик и обложение норвежской рыбы попудным налогом. Статьи И. Ануфриева, С.А. Дециуша также обращают на себя внимание глубоким и всесторонним анализом наболевших проблем Мурмана.

Отметим, что патриотические высказывания К.Ю. Спаде в российской печати привлекли внимание норвежских властей в пору решения Шпицбергенского вопроса (см.: Глава 3)". Материалы российской прессы вообще регулярно просматривались и выборочно переправлялись в МИД Норвегии архангельским консулом Х.А. Фальсеном и норвежским посланником в Санкт-Петербурге Н. Пребенсеном. В выборку попадали статьи, публиковавшиеся в центральных газетах («Новое Время», «Россия», «Биржевые Ведомости» и др.), и имевшие ярко выраженный агрессивный националистический характер. Иногда написанное содержало откровенную клевету на северо-норвежских рыбаков, «не останавливающихся даже перед убийством». Известно, что в этой связи норвежский министр иностранных дел Ю. Иргенс в беседе с секретарём российской Миссии в Христиании И.Г. Лорис-Меликовым в 1911 г. просил российский МИД повлиять на подобные несправедливые высказывания в печати.

Что касается выступлений К.Ю. Спаде в российской прессе, то они имели практические последствия в виде отмены первоначального решения российской Государственной Думы о запрете тралового лова в мурманских водах. Основанная им на деньги прибалтийских компаньонов в 1910 г. фирма «Русские северные морские промыслы К.Ю. Спаде — траловый лов и рыбная торговля» отправила в навигации 1910—1914гг. четыре судна: «Восток», «Север», «Юг» и «Запад», добывавших до 32 тыс. пудов рыбы за сезон. По мнению мурманских исследователей, именно деятельность К.Ю. Спаде до начала Первой мировой войны создала базу для развития Мурманского тралового флота.

В целом авторы вышеупомянутых публикаций в своих проектах отталкивались от понимания экономического потенциала Мурмана, который, как показывал пример соседнего процветавшего при аналогичных природно-климатических условиях Финнмарка, оставался нереализованным. Усилия авторов были направлены как на создание достойной экономической конкуренции норвежцам на Мурмане, так и на решение более серьёзной проблемы, заключавшейся в широкомасштабном незаконном промысле иностранцев в русских территориальных водах.

В конце XIX в. не только общественное мнение России, в особенности его националистически настроенная часть, но и некоторые представители российского правительства понимали, что Мурман с его незамерзающими гаванями и выходом в Мировой океан обладал как экономическим, так и стратегическим потенциалом. Так, министр финансов С.Ю. Витте лично побывал на Мурмане в 1894 г. По его инициативе при согласовании с императором Александром III в Екатерининской гавани был основан город Александровск (1899 г.), который планировалось превратить в крупный военно-морской порт Российской империи на побережье Северного Ледовитого океана. После смерти Александра III главной военно-морской базой решено было сделать балтийский порт Либаву (порт Александра III, г. Лиепая в современной Латвии).

Показателем интереса центральных российских властей к северозападному региону Империи является, например, работа на Мурмане в течение десяти лет (1898—1908 гг.) крупной научно-исследовательской промысловой экспедиции под началом Н.М. Книповича на пароходе «Андрей Первозванный». Экспедиция должна была способствовать «правильному развитию мурманских промыслов и разумной постановке всего дела колонизации» края. Деятельность её, помимо изысканий в области гидрологии, фаунистики, зоографии и др., включала научно-промысловую и статистико-экономическую работу. Первые результаты выявили дисбаланс между размерами природных ресурсов и степенью их эксплуатации, особенно при сравнении русских промыслов с иностранными. К стыду организаторов и сожалению русских патриотов, именно энергичные иностранцы (англичане и норвежцы) смогли грамотно воспользоваться щедрыми плодами этой экспедиции (так, например, с 1905 по 1911 гг. число английских рейсов на Русский Север увеличилось более чем в 60 раз).

В связи с интересом общественного мнения и центральных властей России к Мурману начавшаяся в конце 60-х гг. XIX в. промысловая деятельность норвежцев в русских территориальных водах внушала всё большее беспокойство". С начала 1880-х гг. вводилось регулярное сезонное патрулирование морской границы. Оно осуществлялось рядом судов Морского министерства: военными шхунами «Полярная звезда» (1881 г.) и «Бакан» (1882 г.), крейсерами III ранга «Наездник» (1892—1893 гг.), «Вестник» (1894 г.), «Джигит» (1895 г.) и «Самоед» (1896 г.), но оказалось малоэффективным во многом из-за нечёткости инструкций командирам судов. Поскольку этот вопрос достаточно хорошо освещён в работах Г.П. Попова и P.A. Давыдова, мы ограничимся рассмотрением деятельности российского патрульного судна в начале XX в., выявим её особенности и результаты в свете российско-норвежских отношений на региональном и центральном уровнях.

С 1897 по 1914 гг. охрану мурманских берегов бессменно осуществлял военный транспорт «Бакан». Командиры судна снабжались подробной инструкцией, где обозначались цель и задачи плавания, определялись трёхмильные границы территориальных вод, поведение командира и экипажа судна при встрече с иностранными судами. «Бакан» должен был контролировать территорию побережья северо-западной России «от границы с Норвегией на востоке, до льдов Карского моря, в пределах территориальных вод», и пресекать попытки иностранцев, преимущественно норвежцев и англичан, заниматься рыбным ловом или производить звериный промысел в этом регионе.

<< Предыдущая страница   [1] ... [12] [13] [14] [15] [16][ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] ...  [58]   Следующая страница >>