Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Очевидно, что попытка изменения отношений на производстве путем формирования совместных органов управления между рабочими и руководством предприятий являлась реализацией принципов солидарности и сотрудничества в отношениях между обеими группами, занятыми в производственном процессе. Вследствие этого институты промышленной демократии служили цели осуществления идеологии демократического социализма (равенства), позволяя изменять радикализм в поведении рабочего класса от радикальной этики к этике солидарности, что подтверждает представленная выше речь Й. Хауга.
С другой стороны, из выступления Й. Хауга очевидно, что осуществление принципов солидарности и сотрудничества в институтах промышленной демократии было не чем иным, как реализацией политики рационализации, целью которой в первую очередь являлось достижение высоких-экономических. показателей с помощью государственного администрирования общественными корпорациями на производстве, а не распределение функций управления частной собственностью. Распространение же институтов помышлений демократии (общих комитетов в правлении предприятий и производственных комитетов) только в крупных государственных компаниях, указывает на ограниченное осуществление принципа экономической демократии, что говорит о прагматическом характере промышленной демократии как инструменте политики производственной рационализации.
Таким образом, несмотря на декларирование в партийных программах того, что экономическая демократия является основой экономического курса партии, где институты промышленной демократии выступали инструментом реализации экономической демократии, являясь важным элементом в понимании концепта демократического социализма, в котором экономическое планирование занимало центральное место, фактически правительства О. Торпа и Э. Герхардсена осуществили только ограниченный контроль над финансовой системой.
Принципы же экономической демократии, реализуемые через институты промышленной демократии, фактически служили только цели роста производительности предприятий, получивших распространение в крупных государственных компаниях. Это доказывает, что производственная рационализация была главным принципом в экономической политике НРП. Поэтому идеология демократического социализма использовалась, элитой НРП лишь для реализации наиболее эффективного администрирования капиталистической системы.
При выполнении правительством НРП в 50-е гг. только функций администрирования наблюдается тенденция снижения социалистических принципов, в частности принципа экономической демократии — сохранении незначительного государственного сектора в экономике и общественного контроля над финансовой системой, где институты промышленной демократии выполняли только задачи эффективной рационализации производства.
Одновременно с отмеченным сращиванием партийного и государственного аппаратов в конце 50-х гг. наблюдается замена внутриорганизацнонного принципа солидарности в принятии решений на принцип демократического централизма. Так, несмотря на партийные дискуссии между ЦК и делегатами съезда, окончательное принятие решения всегда оставалось за секретариатом.
Ярким примером преобладания позиции секретариата ЦК и централизации принятия решений стал вопрос о плюрализме мнений в партии в связи с позицией редакционного совета оппозиционной газеты «Ориентеринг» (Orientering) в 1958 г.
С 1958 г. редакция «Ориентеринг» выступала с критикой внутренней и внешней политики правительства Э. Герхардсена, не соответствующей принципам идеологии демократического социализма: несоответствие политики рационализации принципам экономической демократии; наличие неравномерного развития регионов страны; пассивное поведение правительства в отношении размещения ядерного оружия США на территории стран западной Европы, входящих в НАТО, не соответствующее принципам демократического мира как основной внешнеполитической концепции в идеологии демократического социализма.
Так, на XXXVIII съезде НРП премьер-министр Э. Герхардсен заверял делегатов съезда, что твердо следует принципам свободы, мира и демократии во внешней политики, что позиция партии по вопросам нераспространения ядерного оружия, декларированная в партийных программах, остается основной во внешнеполитической концепции правительства НРП, но в течение выступления он постоянно подчеркивал наличие парламентской фракции и других членов правительства, имеющих собственную позицию по данному вопросу.
ЦК и секретариат НРП выражали негативное отношение к деятель ности группы «Ориентеринг», позиция которой была подвергнута критике на XXXVII съезде НРП в 1959 г. Тем не менее, редакция продолжила критику политики правительства Э. Герхардсена, несмотря на резолюцию ЦК НРП в 1960 г., осуждавшую деятельность группы. В итоге 7 апреля 1961 г. был решен вопрос об исключении 6 членов партии, входящих в редакцию «Ориентеринг»,
На последующем XXXVIII съезде НРП 9—11 апреля 1961 г. представитель от исключенной группы «Ориентеринг» Карл Эван вступил в дискуссию с председателем партии Э. Герхардсеном по поводу существующего принципа принятия партийных решений и правомочности решения об исключении членов группы из партии. К. Эван высказал мнение о фактическом отсутствии внутриорганизационных демократических принципов солидарности и равенства членов партии в принятии решений, а также об отсутствии плюрализма мнений, в результате чего позиция членов партии должна была подчиняться ЦК и секретариату НРП.
Данный внутрипартийный конфликт 1958—1961 гг. свидетельствует о том, что, следуя прагматическим интересам, руководство НРП игнорировало принципы демократического социализма (солидарности, концепции демократического мира), что идеология демократического социализма использовалась руководством НРП лишь в обеспечении наиболее эффективного выполнения политики рационализации.
Вследствие доминирования принципа рационализации в экономическом курсе элита НРП употребляла лишь ограниченный набор идеологических принципов для обеспечения наиболее эффективного функционирования общества как единой корпорации с целью достижения экономического роста и социального благосостояния населения. Это доказывает наличие на рубеже 50-х — 60-х гг. противоречия, выраженного в прямой дихотомии идеология (демократического социализма) — практический курс реформ (политика рационализации). Поэтому противоречие идеологии с практическим курсом реформ НРП, централизация принятия решений в партии (с заменой принципа солидарности на принцип демократического централизма) привели к потере внутрипартийной идентичности, выраженной появлением оппозиции и последующим образованием в 1961 г. Социалистической народной партии (Sosialistisk Folkeparti), представляющей левое крыло норвежской социал-демократии. Раскол социал-демократии в 1961 г. вызвал изменение партийной системы Норвегии, где отколовшиеся от фракции НРП два делегата стали представлять оппозиционное крыло левой социал-демократии.
<< [1] ... [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] ... [50] >>