Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

Так, в 1946 г. были приняты закон о всеобщем страховании по болезни, осуществленный в 1955 г., и закон о повышении народных пенсий (вступил в силу в 1948 г.). В 1947 г. утверждена широкая программа жилищного строительства с помощью государства, установлено ежегодное пособие (260 кр.) на каждого ребенка до 16 лет, независимо от числа детей в семье, и проведена весьма радикальная налоговая реформа. Подоходный налог стал более прогрессивным (до 70% дохода), одновременно был несколько повышен налог на доходы акционерных обществ (с 32 до 40%), а также на имущество и капитал свыше 30 тыс. кр. и введен налог на наследство. Налоговая реформа вызвала наиболее сильное из всех мероприятий социал-демократического правительства того периода противодействие со стороны буржуазных партий.

В 1948 г. в риксдаг были внесены предложение о школьной реформе — всеобщем обязательном девятилетнем обучении (принципиальное решение принято риксдагом в 1950 г.; закон, принятый в 1962 г., предусматривал, проведение в жизнь этой реформы полностью к 1972 г.), а также законопроект об охране труда (принят в 1949 г.). Закон об охране труда резко ограничивал ночной труд, запрещал использование женщин на тяжелых работах и прием на работу подростков до 14 лет.

В 1952 г., и особенно в 1953 г., значительно повысилась народная пенсия. В 1953 г. был окончательно принят, в 1955 г. вошел в силу закон о всеобщем страховании по болезни.

Страхование по болезни отныне охватывало всех граждан. Оно давало право на бесплатное лечение в государственных и коммунальных больницах. Больничная касса возмещала больному расходы на лечение у частного врача, правда, в размере твердо установленной суммы, независимо от того, какую плату в действительности взял врач. Страхование по болезни предусматривало также выплату пособий по временной нетрудоспособности начиная с четвертого дня заболевания. Страхование по болезни, как и пенсионное страхование, финансировалось в значительной степени за счет взносов самих застрахованных. Эти взносы составляли около 4% средней заработной платы.

С 1963 г. новый закон предусматривал выплату всем лицам, работающим по найму и достигшим 67 лет, наряду с народной пенсией также дополнительной пенсии по труду (АТП). Пенсионный фонд создавался с 1960 г. за счет взносов предпринимателей, взимаемых в определенном проценте к заработной плате занятых у них рабочих и служащих. Полную пенсию по труду, которая составит вместе с народной пенсией 60% заработка, получали лица, родившиеся после 1914 г., по исполнении 67 лет, т. е. с 1981 г. Рабочие и служащие, выходящие на пенсию до этого срока, получали лишь часть полной суммы.

Из реализуемого правительствами Т. Эрландера курса реформ очевидно, что партийное правительство ограничивалось макроэкономическим регулированием, осуществляя лишь функции администрирования общественными корпорациями, без существенного государственного контроля над экономической сферой, в котором наблюдается подчинение заявленных целей политики в идеологии СДРПШ принципу экономической рационализации. Фактом, подтверждающим это, был разработанный в 1951 г. проект Е. Рена о политике стабилизации. Данный проект подразумевал путем более жесткой политики балансирования бюджета «осушать» объем покупательной способности (в сущности эффективного спроса), так что возникают определенные «островки безработицы»; они не должны «затапливаться» новым подъемом покупательной способности, вместо этого они должны «принять душ» в виде конкретных мероприятий на местном уровне по набору и перемещению рабочей силы.

Рен имел в виду, что слишком щедрая экономическая политика правительства приводила к симптомам перегрева, с которым приходилось бороться при помощи мер контроля. Это создавало политические проблемы, прежде всего для ЦОПШ, руководство которого было вынуждено оказывать такое давление на членов, чтобы они проявляли сдержанность в своих требованиях повышения заработной платы, что возникали серьезные проблемы доверия. Поэтому тарифная политика, реализуемая в течение 50—60-х гг. ЦОПШ, и политика солидарности заработной платы, осуществляемая правительством СДРПШ, имели прямое противоречие между принципами равенства и ориентацией партии на рабочий класс с реальной экономической целесообразностью.

Наличие выраженной тенденции снижения социалистических принципов идеологии демократического социализма в практическом курсе реформ СДРПШ в период с 1945 по 1960-е гг., тем не менее, не привело к деформации общей партийно-классовой идентичности между рабочим классом и социал-демократией. В течение двух десятилетий СДРПШ сохраняла доминирование в партийной системе страны и социал-демократическом движении Швеции. Так, с 40-х по 70-е гг. наблюдался стабильный рост членов СДРПШ с 722 тыс. членов в 1950 г. к 890 тыс. членов в 1970 г., что подчеркивает сохранение популярности социал-демократической партии у населения.

Первоочередным фактором доминирования умеренного крыла социал-демократии было сохранение общей партийно-классовой идентичности благодаря наличию корпоративных отношений между СДРПШ и ЦОПШ. Характерной чертой данных отношений было взаимодействие между профсоюзами и партией, осуществляемое на двух уровнях — между центральным аппаратом управления СДРПШ и ЦОПШ, выраженное в функционирующих консультативных советах по координации действий между партией и профсоюзами, которые, возникнув в 1965 г., стали новой формой сотрудничества между профсоюзами и партией. Другие аналогичные формы сотрудничества с сильными мобилизационными возможностями составляли широкие, организованные из центра образовательные кампании и оперативные опросы мнений в базовых организациях и тесно связанных с ними группах поддержки.

Вторым фактором, влиявшим на сохранение партийно-классовой идентичности, был механизм рекрутирования в аппарат управления партии через коллективное членство профсоюзов с СДРПШ. Так, в течение всего послевоенного времени члены профсоюзов являлись базой для рекрутирования в партийное руководство социал-демократии с одновременным представительством партийных членов в руководящем звене профсоюзов. Например, из 317 председателей местных профсоюзных комитетов в стране в 1958 г. было 311 социал-демократов (остальные: 2 коммуниста и 4 независимых). Из членов комитетов в профсоюзных организациях с числом членов в каждой свыше 300 социал-демократы составляли в профсоюзе металлистов 96%, в профсоюзе машиностроителей 92,1%, в профсоюзе коммунальных рабочих 89,2%, в профсоюзе строителей 82,2%.

<<   [1] ... [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] ...  [50]  >>