Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Механизм рекрутирования в руководство партии через профсоюзные каналы, взаимодействие между ИК СДРПШ и ЦОПШ, взаимное представительство организаций в руководящих аппаратах были фундаментом партийно-классовой идентичности и высокого уровня доверия рабочего класса к политике СДРПШ и ЦОПШ.
В идеологии СДРПШ середины 50-х гг. основной особенностью было изменение партийной ориентации в социальной базе движения. Это нашло отражение в решении съезда СДРПШ в 1956 г. В программном документе съезда был декларирован переход партии и правительства от политики строительства «дома народа» для рабочего класса к концепту «дом народа» для среднего класса. Далее в программном документе подчеркивались изменения в структуре общества в результате социально-экономической политики правительств СДРПШ, что определило четкий вектор ориентации партии на растущий средний класс.
Данный пункт программы СДРПШ стал отображением существующих на момент 50-х гг. тенденций в социально-экономическом развитии страны, когда под воздействием изменений в экономической структуре и политики государства всеобщего благоденствия наблюдался рост уровня жизни населения и процент работающего населения, занятого в непроизводственной сфере. К 1960 г. общее число занятых в непроизводственной сфере Швеции составляло 33,3% от всего работающего населения, а в 1970 г. уже 44,2%.
Рост слоя служащих в социально-экономической структуре общества сопровождался их институционализацией в рамках автономных организаций — Центрального объединения служащих Швеции (ТСО) и Шведского центрального объединения служащих с высшим образованием (Sveriges akademikers central-organisation, SACO), не подчинявшихся ЦОПШ, что было вызвано различной позицией служащих к налоговой политике государства и политике государства-всеобщего благоденствия.
ЦОПШ являлось исторически сложившимся союзником СДРПШ с момента становления шведской социал-демократии, позиционировавшей с конца XIX в. как партия рабочего класса. СДРПШ, обозначив с 1956 г. ориентацию партии на средний класс и растущий слой служащих, в социально-экономическом курсе реформ ограничивалась лишь политикой сбалансированного развития, руководствуясь принципом рационализации и оставляя все меньше внимания реализации принципов идеологии демократического социализма и вопросов, связанных с функциями управления частной собственностью. Поэтому, несмотря на сохранение высоких мобилизационных ресурсов ЦОПШ в 50-е—60-е гг., контролировавшему к 1975 г. более 89% рабочего класса, входящих в данную организацию, противоречие идеологии демократического социализма с практическим умеренным курсом СДРПШ привело во второй половине 60-х гг. к конфликту между сознанием рабочего класса и политикой правительств СДРПШ.
Суть противоречий заключалась вокруг вопроса о содержании и реализации политики промышленной демократии. Данный пункт как часть политики экономической демократии был основным в программах ЦОПШ с 1941 г., которые пролонгировались в решениях последующих съездов. С 1946 г. правительство Эрландера стало постепенно реализовывать политику промышленной демократии, не затрагивая вопроса перераспределения функций управления предприятиями в рамках данной реформы. Тем не менее, в середине 60-х гг. данный вопрос возник с новыми требованиями об увеличении равенства как реакция профсоюзов на диспропорции в доходах между рабочими, занятыми в промышленности и непроизводственной сфере, выдвинутыми ЦОПШ с 1965 г. В 1967 г. на съезде СДРПШ председателем ЦОПШ А. Гейером было предложено организовать совместную группу с членами партии для разработки вопроса об увеличении равенства между разными группами рабочих.
Основным предложением от ЦОПШ был возврат к реализации принципов демократического социализма путем политики промышленной демократии в ее первоначальном значении. Это улучшение возможностей оказания воздействия на власть над трудом и производством благодаря закону о представительстве трудящихся в правлениях компаний, аспектам закона о совместных решениях в сфере трудовых отношений, законам об охране труда и несчастных случаях на производстве, а также фондам трудящихся. Данная формулировка, предложенная А. Гейером фактически в конце 60-х гг., ставила в рабочем движении Швеции на первый план вопрос о перераспределении функций управления частной собственностью, обозначая новую фазу радикализации профсоюзного движения Швеции. Руководству ЦОПШ удалось добиться создания смешанной комиссии по рассмотрению данного вопроса. Однако для ЦОПШ оказалось трудным заставить партию идти за собой. СДРПШ была готова укрепить институты переговоров и положение рабочих в качестве продавцов рабочей силы, но она стремилась избежать принудительного законодательства в отношении власти над трудом.
В дискуссиях начала 70-х гг. о промышленной демократии и производственных фондах рабочих правительство О. Пальме и руководство СДРПШ заняли сдержанную позицию, поддерживая ТСО и SACO, которые, заключив с ОРШ в 1970 г. самостоятельный Коллективный договор без обсуждения данного вопроса с ЦОПШ, подорвали тактику единого фронта профсоюзов в требованиях реализации политики промышленной демократии. Фактический разрыв между требованиями профсоюзов и политикой правительства О. Пальме привел к росту индустриального радикализма рабочего класса в начале 70-х гг., выраженного в высокой динамике стачечного движения, где члены профсоюзов выдвигали лозунги реализации равенства на производстве и возврата к социалистическим принципам в правительственном социально-экономическом курсе СДРПШ. Это подтверждает, что конфликт между идеологией демократического социализма и умеренным социально-экономическим курсом СДРПШ привел к конфликту между рабочим классом, требующим возврата к принципам демократического социализма и политике СДРПШ.
Данная дихотомия (идеология — политика партии) привела в начале 70-х гг. к деформации партийно-классовой идентичности, последствием чего было поражение СДРПШ на парламентских выборах в 1976 г., когда около 40% членов ЦОПШ игнорировали резолюции профсоюзов о поддержке партии на выборах.
<< [1] ... [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] ... [50] >>