Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

Для реализации кредитной политики и осуществления контроля государства над финансовой системой в 1951 г. правительством был создан Комитет по сотрудничеству (Samarbeidsnemda), задачами которого стали: контроль над деятельностью частных банковских фондов; установка общих ставок на кредиты для приоритетных направлений: жилищной программы, социальной сферы, сельского хозяйства и развивающихся регионов (Северная Норвегия). В течение 50-х гг. посредством регули--рования частных инвестиционных фондов, государственного кредитования развивающихся отраслей экономики, электрохимии, алюминиевой промышленности и прогрессивного налогообложения правительствам О. Торпа и Э. Герхардсена удалось добиться высоких показателей экономического роста, наблюдавшихся на протяжении с 50-х по 60-е гг. Правительство НРП одновременно с политикой планирования и контроля над финансовой системой, согласно решениям съездов НРП 1955, 1957 гг., основными следующими задачами поставило создание новых рабочих мест в государственном секторе экономики и сдерживание инфляции посредством субсидирования цен.

Реализуя концепцию общества солидарности, решение социальных проблем рабочих правительство НРП оставило в прерогативе координации действий между Ассоциацией предпринимателей и ЦОПН, осуществлявших через пересмотр коллективных договоров в 50-е гг. повышение заработной платы и обеспечение социальных прав рабочих.

Передача функций социальной защиты рабочих ЦОПН и участие профсоюзов в общественном планировании в промышленных консультативных советах с 1950 по 1965 г. привели к увеличению числа членов центрального руководящего звена ЦОПН в составе элиты НРП до 32%. Это параллельно со сращиванием государственного аппарата с партийным, когда количество партийных функционеров, работающих в стортинге и на высших административных постах, увеличилось с 1950 по 1965 г. до 35,4% от всех партийных функционеров, подтверждает две тенденции: сращивания центрального комитета НРП (ЦК) с аппаратом руководства ЦОПН и высшего партийного органа в лице ЦК с государственным аппаратом управления.

Корпоративный характер отношений между партией и профсоюзами при сильном контроле ЦОПН над национальными союзами рабочих позволял НРП успешно реализовывать политику рационализации и экономической демократии. Так, руководство ЦОПН в лице председателя организации К. Нурдаля и руководство НРП в лице премьер-министра правительства НРП Э. Герхардсена на партийных съездах в 50-е — 60-е гг. говорили о взаимной поддержке политик обеих организаций.

Несмотря на существенный экономический рост и разрешение проблемы занятости населения, в 50-е гг. наблюдалось отмеченное диссертантом сохранение радикализма рабочего класса, выраженное в высокой динамике индустриальных конфликтов. Наличие индустриального радикализма в сознании рабочего класса свидетельствует о том, что в 50-е гг. существовало противоречие между практической реализацией политики экономической демократии и целью идеологии демократического социализма — трансформацией общества путем изменения отношений на производстве.

Важным показателем противоречий декларируемого в программе, концепта экономической демократии и реализуемых правительствами НРП принципов экономической демократии была политика промышленной демократии. Отдельным пунктом программы впервые она была заявлена на XXXVI съезде НРП.

В тексте программы 1957 г. декларировалось: «Демократия должна распространиться на рабочую среду... и новые рабочие должны признать необходимость присоединиться к общественному процветанию... Это подразумевает изменение диспозиции управления капиталов в общественном производстве... На отдельных предприятиях руководство должно эффективно сочетать демократическое сотрудничество с рабочими предприятия. Рекрутирование управляющего персонала предприятий из рабочей среды является хорошим решением проблемы... Здесь промышленная демократия является важным в решении вопросов распространения демократии и политики роста доходов предприятий». Из программы очевидна взаимосвязь экономической и промышленной демократии. Таким образом, участие рабочих в правлении предприятий обозначило реализацию перераспределения функций управления предприятиями, где под демократизацией производства подразумевалось частичное обобществление функций управления частной собственностью.

Но с 1956 г. руководство НРП в публичных выступлениях и практической реализации эксперимента промышленной демократии изменило первоначальную цель промышленной демократии как инструмента политики экономической демократии. О фактических целях политики промышленной демократии и позиции правительства Э. Герхардсена говорили члены правительства и ЦК НРП на проводимой в течение двух лет (19551956 гг.) совместной конференции НРП и Социалистического альянса рабочих Югославии (САРЮ) по проблемам экономической демократии.

На конференции в 1956 г. Йене Хауг, министр суда правительства Э. Герхардсена, говорил: «На мой взгляд, проблема внутренней демократии напрямую связана с индустрией. Что это значит? Это значит, что старое классовое общество во многом было связано с отношениями на производстве. Поэтому я думаю, что фундаментальной проблемой промышленной демократии является проблема равенства людей в индустрии... Несмотря на то, что мы имеем квалифицированный технический персонал, рабочие сами должны осознавать, что им необходимо для сохранения выгодных условий труда и увеличения продуктивности предприятий...

И я хочу сделать предположение, что если необходимо построить промышленную демократию, то ядром проблемы является создание нового демократического сознания на производстве, основанного на равенстве-между теми, кто работает на производстве. Второе, что необходимо сделать, — это создать взаимную ответственность между руководством предприятий и рабочими за то, что они производят». Выступление И. Хауга доказывает, что главные акценты в промышленной демократии правительство Э. Герхардсена ставило на реализацию идеологических принципов демократического социализма, в которой, тем не менее, наблюдался ряд противоречий.

<<   [1] ... [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] ...  [50]  >>