Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

Несмотря на эффективность такого взаимодействия в решении социальных и экономических проблем, рост ЦОПН в 50-е гг. за счет новых членов и расширение ее функций, с выполнением ролей, противоречащих интересам отдельных профобъединений, как в проанализированном нами примере с Профсоюзом рабочих, иллюстрируют, что бюрократизация профсоюзов в 50-е гг. приводит к изменению характера принятия решений в ЦОПН, где «принцип солидарности внутри организации заменяется принципом демократического централизма, когда при наличии противоречий и недовольства рабочих решениями избранного ИК ЦОПН его постановления являлись окончательными и бесповоротными. Хотя проблема потери принципа солидарности как основополагающего в принятии решений возникла уже на рубеже конца 50-х — начала 60-х гг., профсоюзы сохраняли высокие мобилизационные возможности в течение десятилетия. Так, четкое взаимодействие между ЦОПН и НРП обеспечило победу партии на выборах в 1953,1957,1961 гг.

Таким образом, высокий уровень активности рабочего класса, отдававшего предпочтение НРП на выборах в период с 1953 по 1965 г. говорит о сохранении общей партийно-классовой идентичности, подтверждая, что партийная идеология имела сильное влияние на сознание рабочего класca. Далее, после 1965 г., наблюдается постепенное снижение активности рабочих, особенно членов ЦОПН. Так, если в 1957 г. за НРП проголосовало 87% членов ЦОПН, то в 1965 г. — 81%, в 1969 г. — 80%, в 1973 г. —75%. Данные указывают, что рядовые члены организации начинают игнорировать основную линию Ж ЦОПН о поддержке рабочей партии. Снижение активности совпадет с периодом парламентской оппозиции НРП.

С чем связана потеря НРП и ЦОПН контроля над поведением рабочего класса в период выборов, что характеризует причины потери партией контроля над массовым сознанием?

В первую очередь необходимо акцентировать внимание на социально-экономической политике НРП и изменениях в структуре рабочего класса, социального статуса рабочих в 60-е гг.

Так, анализируя статистические данные результатов социально-экономической политики НРП 50-х — 60-х гг., нужно подчеркнуть, что политика рационализации в области экономики (развитие инфраструктуры; социальной сферы; ориентация государства на экспортные отрасли — машиностроение, электрохимия) к 70-м гг. параллельно с ростом экономики привела к структурным сдвигам в разных секторах производства.

Изменения в экономике сопровождались изменением структуры рабочего класса. Из статистических данных очевидно, что уже в 60-е гг. происходит сокращение неквалифицированных рабочих ручного труда за счет уменьшения первичных отраслей, автоматизации производства, а также повышение квалификации рабочих.

Постоянный рост квалифицированной рабочей силы в 50—60-е гг. был достигнут посредством реализации образовательной программы НРП, принятой на XXXIV съезде партии. Согласно ей с 1955 по 1965 г. правительство Э. Герхардсена начинает реализацию программы реформирования образовательной системы. Программа осуществлялась путем расширения школьной образовательной программы с 7 до 9 классов; строительства новых школ, университетов, технических колледжей и увеличения финансирования на подготовку специалистов. Образовательная политика, целью которой было обеспечение политики рационализации необходимым количеством квалифицированных кадров, привела к росту синих воротничков в структуре рабочего класса. Одновременно с реализацией социальных реформ и ростом числа государственных учреждений (больниц, школ, коммунальных служб, инфраструктуры) уже в 60-е гг. служащие составляли 50% от всего работающего населения.

Рост экономики и доходов государства в 50-е гг., взятие руководством ЦОПН функций по обеспечению социальной защиты рабочих позволили правительству Э. Герхардсена к концу 50-х гг. сформировать необходимые источники доходов для реализации социального законодательства, затрагивающего все слои населения. Социальное законодательство правительства Э. Герхардсена, получившее у норвежских исследователей название политики государства всеобщего благоденствия, по целям необходимо разделить на три блока: рабочее, семейное и медицинское законодательства.

Рабочее законодательство стало осуществляться с 1959 г., когда было введено сразу несколько актов: акты о пенсионном страховании, затрагивающие все трудоспособное население, достигшее 70 лет; страхование рабочих по болезни; а также сокращение рабочей недели до 42,5 часов. В 1964 г. постановлением правительства увеличивался до 5 недель оплачиваемый отпуск.

Семейное законодательство расширилось в 1959 г. Было осуществлено увеличение оплачиваемого отпуска по материнству до 18 недель. В 1964 г. Актом о материнстве и вдовах государство взяло обязательство субсидировать и выплачивать пособие матерям и вдовам на период экономической нетрудоспособности.

Медицинское законодательство, затрагивающее нетрудоспособное население и инвалидов, было закреплено Актом об инвалидности и реабилитации в 1960—61 гг., согласно которому государство обеспечивало финансовой помощью данную группу населения. В 1964 г. защита инвалидов была дополнена принятием Акта о социальной заботе, в результате которого государство обязалось организовать специальные службы для реабилитации инвалидов.

Политика государства всеобщего благоденствия правительства Э. Герхардсена стала фундаментом норвежской системы государства всеобщего благоденствия, заменившей старую систему локального страхования, полная универсализация которой произошла в 1966 г., когда буржуазное правительство П. Бортена принимает предложенный еще правительством НРП в 1948 г. закон о создании национальной схемы страхования.

В 60-е гг. благодаря политике экономической демократии, рационализации, давшей высокие темпы экономического роста, и политике государства всеобщего благоденствия наблюдается значительный рост уровня жизни рабочего класса. К 70-м гг. происходит существенное изменение расходов населения на потребительские товары по сравнению с показателями 50-х гг. Существенно сократились расходы населения на товары первой необходимости, стали преобладать расходы на досуг, бытовые товары и образование.

<<   [1] ... [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] ...  [50]  >>