Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
В рабочей программе 1953 г., согласно производственной рационализации, ликвидируется положение о контроле над заработной платой. Во избежание роста инфляции в связи с синхронным увеличением оплаты труда в разных отраслях в программе была закреплена поддержка НРП политики солидарности заработной платы, проводимой ЦОПН.
Последними пунктами программы, планомерно реализуемыми с 1955 по 1960-е гг., были положения о социальной и культурной политике.
Согласно плану реализации социального законодательства правительства предполагалось постепенное развитие общей системы социальной защиты населения со сведением локальных систем страхования в единую.
В целях развития экономики и таких наукоемких отраслей, как электрохимия и машиностроение, главной задачей в области образования ставилось усовершенствование системы школьного, университетского образования, а также развитие среднего специального образования. Расширение системы образования, ее общедоступность в программе 1953 г. подразумевали реализацию социалистических принципов (равенства и свободы) в культурной сфере.
Признание НРП частной собственности в целях ориентации на поддержку разных групп населения (в первую очередь среднего класса) и принципа рационализации, подразумевающего использование ЦОПН как корпорации рабочего класса в целях осуществления масштабных социально-экономических реформ, подтверждает, что руководство НРП принимается за широкие преобразования, цель которых трансформация социально-экономической системы. Поэтому сознательная направленность политики НРП на трансформацию общества обозначает необходимость анализа реализации политики экономической демократии и производственной рационализации правительством рабочей партии как ключевым в понимании изменения структуры и сознания рабочего класса и роли ЦОПН в трансформации социал-демократического движения Норвегии.
Так как правительство НРП основными задачами развития страны ставило решение проблемы развития северных регионов, поддержки первичных отраслей (сельскохозяйственной, рыбной, лесной), жилищного строительства, а также развития приоритетных направлений электрохимической промышленности, машиностроения, то главной задачей правительства был поиск внутренних источников для реализации социально-экономической программы. Отказавшись в 40-е гг. от национализации промышленности, социал-демократы образовали с помощью прогрессивного налогообложения инвестиционный фонд для проведения последующего кредитования наиболее перспективных направлений в промышленности.
Макроэкономическое регулирование осуществлялось посредством контроля кредитно-финансовой системы, регулирования цен на товары, формирования новых отраслей, которые стали основными элементами политики правительств О. Торпа и Э. Герхардсена (1951—1965 гг.). Благодаря рациональному государственному регулированию и общей положительной экономической конъюнктуре в Европе на протяжении 50-х—60-х гг. в норвежской экономике наблюдался стабильный рост ВВП на уровне 4 — 5% в год параллельно с ростом промышленного производства. В результате строительства новых предприятий на Севере Норвегии и государственных коммунальных служб правительство решало проблему безработицы. С 1950 по 1963 г. уровень безработицы составлял не более 1,5%.
Наблюдаемый экономический рост Норвегии в 50-е гг., тем не менее, не снимал проблему повышения жизненного уровня рабочего класса, как одна из задач правительства НРП она оставалась острой на протяжении десятилетия.
Первый план широкого социального законодательства был разработан Министерством социальных отношений правительства Э. Герхардсена в 1948 г. Тем не менее, в период с 1948 по 1958 г. проект не был реализован. Причины отсрочки выполнения плана социальных реформ заключались в отсутствии необходимых государственных средств. Премьер-министр Э. Герхардсен в 1950 г. выразился так: «Это было время, когда не было экономических оснований для выполнения социальных реформ»,
Для достижения цели — формирования универсальной системы социального страхования — руководство правительства разработало долговременную стратегию, заключавшуюся в постепенном введении отдельных схем страхования по единичным случаям с постепенным их сведением в одну систему. Данный план был озвучен в рабочей программе на XXXIV съезде и дополнен на XXXV и XXXVI партийных съездах.
В целях планомерного осуществления социальных реформ первоочередной задачей НРП в 50-е гг. ставилось формирование высоких темпов экономического роста. Для решения проблем рабочего класса основной задачей правительства было создание новых рабочих мест, решение которой осуществлялось в 50-е гг. Подчеркивает это факт, что принятый пункт программы о безработице на XXXIV съезде был предложен правительством О. Торпа на сессии стортинга в 1953 г. и утвержден как поправка к Конституции, где говорилось о гарантии и обязанности государства по обеспечению полной занятости для всего трудоспособного населения с целью роста благосостояния граждан. Поправка закрепила первый этап формирования последующей системы социальной защиты в Норвегии.
На период политики производственной рационализации 50-х гг. в целях обеспечения экономического роста и создания рабочих мест решение проблемы защиты и повышения жизненного уровня рабочего класса отводилось ЦОПН. Руководство ЦОПН в свою очередь на XVIII конгрессе профсоюзов в 1953 г. в 6 пункте постановления конгресса поддержало правительственную линию. Главной задачей профсоюзов на XVIII конгрессе объявлялось проведение тарифной политики для повышения уровня жизни рабочего класса и пересмотр коллективных соглашений с целью получения гарантий от предпринимателей по социальному страхованию рабочих.
Одновременно правительство НРП, продолжив закрепленную в законе о рационализации (июнь 1953 г.) линию невмешательства в процесс установки заработной платы и трудовых споров, рассматривало тарифную политику ЦОПН как инструмент реализации государственной политики, когда, согласно идеологии демократического социализма, все свободные ассоциации обязаны были принимать участие в решении государственных задач. Так правительство НРП, сосредоточившись на решении задачи экономического роста и полной занятости населения, оставило проблемы социальной защиты рабочего класса и индексации заработной платы в прерогативе взаимодействия между ЦОПН и Ассоциацией предпринимателей.
<< [1] ... [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] ... [50] >>