Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

Наиболее важной из реформ 1937—1938 гг. оказалась пенсионная, повысившая размер пенсий, причем по трем поясам, в зависимости от уровня стоимости жизни. Был принят закон о пособиях на детей, за который голосовали все партии, кроме правой. Пособия устанавливались для сирот, овдовевших матерей и долгое время нетрудоспособных родителей, по беременности и родам. Пособия на рождение ребенка устанавливались в виде займа, а также и безвозмездные, в зависимости от доходов семьи.

В 1937 г. была ограничена продолжительность рабочего дня сельскохозяйственных рабочих; созданы специальные ссудные фонды для многодетных семей, для пособий неимущим квартиросъемщикам, для поощрения жилищного строительства в сельской местности.

Важными, социальными мероприятиями парламента (Риксдага) 1938 г. были закон о 12-дневном оплаченном предпринимателями отпуске, закон о 8-часовом рабочем дне для моряков, улучшалось страхование по безработице; срок выплаты пособий из страховых касс продлевался за счет государства до 156 дней в году.

Эти реформы были реализацией экономических принципов концепта «дом народа», т.е. социальной политики; государственного администрирования отношений между ассоциациями рабочих и капиталом, которые одновременно не изменили частной собственности на средства производства и являлись примером интеграции внутрипартийных организационных принципов сотрудничества, солидарности и равенства. Фактическая ликвидация национализации в практической реализации плана реформ как основополагающего принципа экономической политики СДРПШ доказывает очевидность реформистского характера идеологии СДРПШ, направленной на постепенную трансформацию общества.

Но, несмотря на обозначенные с 1928 г. тенденции в идеологии и политики СДРПШ, сохранение принципа национализации, подтвержденного в партийных программах 1932 и 1934 гг., говорит о радикальном характере реформизма, вызванного на наш взгляд, радикализацией ЦОПШ.

В 30-е гг. представители ЦОПШ составляли оппозицию реформистскому крылу партии. Поэтому ориентация представителей реформистского крыла, в первую очередь ИК СДРПШ, на расширение социальной базы движения при сохранении принципа парламентаризма как основного в достижении политической власти в стране требовала учитывания радикализации профсоюзного движения в 30-е гг. и марксистских традиций в идеологии профсоюзного движения.

В профсоюзном движении Швеции в ЗО-е—40-е гг. присутствовали противоречивые тенденции. С одной стороны, ИК ЦОПШ, тесно взаимодействующий с Ж СДРПШ, поддерживал реформистский курс партии, сформулированный в 1932—1933 гг., и переход от марксистского понимания социализма к концепции «дом народа»; с другой стороны, отдельные союзы рабочих и рабочий класс отличались ростом радикальности поведения, требовавшим в течение 30-х гг. проведения более жесткой политики руководства ЦОПШ и СДРПШ по отношению к капиталу и реализации принципа национализации в экономической политике правительством П.А. Ханссона.

Индустриальный радикализм рабочих был вызван комплексом факторов: агрессивной производственной средой; долгим периодом предшествующей социальной депривации рабочего класса; экономическим кризисом 1928—1933 гг.; наличием марксистских традиций в идеологии профсоюзного движения. Радикализм рабочих выражался не только в традиционно высокой динамике производственных конфликтов в 30-е гг., но и в противоречиях между рабочими и правительством по решению ряда практических вопросов в экономической политике правительства.

Так, концепция «дом народа» и социально-экономическая политика правительства П.А. Ханссона, направленная на администрирование обществом в целях организации эффективного экономического роста, вызвали противоречия между кратковременными требованиями рабочих (рост заработной платы и уровня жизни) и экономической целесообразностью политики СДРПШ в условиях посткризисной ситуации в стране (сокращение капиталовложений, рост безработицы и напряженности).

Крупные производственные конфликты в 30-е гг. подчеркивают противоречия между позицией ИК ЦОПШ, поддерживавшего линию СДРПШ, и требованиями рабочих, среди которых были: политика солидарности заработной платы, т.к. отдельные отраслевые объединения рабочих были не согласны с ограничениями на заключение тарифных соглашений с предпринимателями; вопрос о третьей стороне в производственных конфликтах, подчеркивающий индустриальный радикализм рабочих Швеции в 30-е гг.

Вопрос о третьей стороне возник в 1934 г. в связи с социал-демократической политикой «классового мира», когда правительство попыталось провести через риксдаг так называемый законопроект о праве, третьего лица, защищавший «нейтральное третье лицо», которое, не принимая участия в трудовом конфликте, продолжало работать на своем месте во время забастовки. Проект также фактически запрещал трудовые конфликты на различного рода производствах, которые не могли быть приостановлены без ущерба для собственника. Под влиянием стачек рабочих, требовавших не допустить принятия этого закона, риксдаг отклонил его в июне 1935 г.

Тем не менее, СДРПШ, реализуя на практике концепцию «дом народа», посредством связей с руководством ЦОПШ и Организацией работодателей Швеции (ОРШ) весной 1936 г. в курортном местечке Саль-тшёбаден, под Стокгольмом, организовала переговоры между представителями ЦОПШ и ОРШ. Результатом чего стало заключенное в 1938 г. соглашение, повторявшее в немалой своей части правительственный проект «о праве третьего лица», Наиболее важны были главы соглашения, защищавшие «нейтральное третье лицо» (в данном случае лицо, не участвующее в трудовом конфликте, не принадлежащее к организациям, связанным настоящим соглашением, и не являющееся формально штрейкбрехером) и запрещавшие такие трудовые конфликты, которые можно рассматривать как угрожающие безопасности общества.

Действия руководства ЦОПШ в риксдаге решили также судьбу исследования о промышленном мире. Когда Меллер связался с секретариатом ЦОПШ с целью обсуждения результатов расследования, руководство ЦОПШ отвечало, что оно не заинтересовано в государственном вмешательстве на рынке труда. Вместо этого ЦОПШ намеревалось самостоятельно вести переговоры с ОРШ по текущим вопросам. Так оно и сделало. Переговоры закончились достижением соглашения Сальтшёбадене в 1938 г.

<<   [1] ... [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] ...  [50]  >>