Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

На съезде партии 1928 г. председатель СДРПШ П.А. Ханссон в новой программе формулирует новое ядро идеологии социал-демократии, выраженное в концепте «дом народа» (folk hem): «Основа дома — близость и духовное родство. В хорошем доме никто не имеет особых любимчиков, ни пасынков. Здесь никто не смотрит на других свысока, никто не старается добиться преимущества за счет других и сильный не подавляет и не грабит слабого. В хорошем доме царят равенство, внимание друг к другу, сотрудничество и взаимопомощь. В применении к большому дому, где живет целая нация, граждане одного государства, это означает разрушение всех социальных и экономических барьеров, которые сейчас делят общество на привилегированных и отверженных, на правителей и подчиненных, богатых и бедных, пресыщенных и нищих, грабителей и ограбленных», В концепции П.А. Ханссона очевидно, что «дом народа» заменил теорию классовой борьбы и марксистскую интерпретацию государства пониманием общества и государства как единой корпорации, где осуществляется всеобщее сотрудничество между социальными слоями и государством в целях реализации общественных интересов, которые, согласно программам 1920 и 1928 г., связаны с прямой реализацией принципов равенства, свободы и справедливости в экономической и культурной сферах. Интерпретация государства и общества как корпорации в программе 1928 г. позволила социал-демократии апеллировать к другим социальным слоям, в первую очередь к крестьянству и среднему классу, расширяя социальную базу движения.

Переход с 1928 г. к реформистским принципам в идеологии СДРПШ обозначил начало процесса дерадикализации шведской социал-демократии с постепенным снижением марксистских социалистических принципов в идеологии. Вследствие чего стиралось противоречие между теорией классовой борьбы и концептом государства как инструмента контроля и подавления, присутствовавшее в программе партии, и принципом парламентаризма.

Отказываясь от проведения широкомасштабной национализации в экономике и отталкиваясь от концепта «дом народов», Г. Меллер и Э. Вигфорс предложили реализацию государством широкомасштабной социальной политики, направленной на защиту всех слоев населения, подчеркивая универсальный характер предлагаемой социальной политики, а также реализацию принципов свободы, равенства и справедливости с построением общества всеобщего благоденствия. Густав Меллер писал в программном манифесте СДРПШ 1928 г.: «Государство должно быть не только лишь государством — ночным сторожем, но и государством благосостояния», задачи которого он определял как «...не только ответственность, но и обязанность установить гарантии благосостояния граждан во всех отношениях...». Краеугольными камнями в программе Меллера 1928 г. были улучшение страхования от несчастных случаев на производстве, единообразное и всеобщее страхование по болезни, всеобщая «народная пенсия», ликвидация пособий по бедности и страхование по безработице.

Обозначенный выше на съезде 1928 г. отход реформистского крыла СДРПШ, имеющего доминирующие позиции в ИК партии, от принципа национализации как основного в экономическом курсе, замена его проектом широкомасштабной социальной политики универсального характера подчеркивают тенденцию снижения марксистских социалистических принципов в идеологии шведской социал-демократии.

Тем не менее, в период экономического кризиса 1928—1933 гг., произошла радикализация профсоюзного движения представители которого выступали левым крылом в ИК СДРПШ, отстаивали жесткую позицию по вопросу о национализации, предлагали оставить национализацию как основополагающий принцип экономического курса шведской социал-демократии и включить его как главное положение в предвыборной программе партии. Проблема реализации широкомасштабной национализации в Швеции была основным вопросом во внутрипартийных дебатах с 1928 по 1932 г., разгоревшихся вокруг работы комитета о национализации.

В 1932 г., в канун предстоящих парламентских выборов, на съезде СДРПШ была поставлена фактическая точка в вопросе о национализации. Р. Сандлер, председатель комитета по национализации, в отчетном выступлении, оценивая возможности национализации в Швеции, сказал следующее: «Пока в Швеции продолжают хотя бы мало-мальски ценить свободу, проведение широкомасштабной национализации немыслимо».

Одновременно теоретиком партии Э. Вигфорсом было внесено новое предложение: с учетом опыта экономической депрессии и успешного опыта централизированного планирования в Советском Союзе отказаться от реализации широкомасштабной национализации средств производства и перейти к политике планирования, разводя политику планирования и национализации. В предложении Э. Вигфорса планирование позиционировалось как осуществление общественного контроля над экономическими процессами с участием ассоциаций, представляющих все классы общества.

В результате на съезде 1932 г. правление партии постановило — принять заявление о реализации ограниченной национализации отдельных предприятий; общими политическими принципами стало: проведение политики, стимулирования совокупного спроса с целью противодействия экономическому спаду, долгосрочная политика расширения спроса с целью сокращения хронической безработицы, а также политика поддержки сельского хозяйства, которая могла бы способствовать сотрудничеству между Крестьянским союзом и другими отраслевыми организациями крестьян.

Ограниченный подход к национализации, отказ от теории классовой борьбы, переход к концепции классового компромисса при наличии четкой программы реформ периода кризиса в стране позволили СДРПШ в 1933 г. договориться с Аграрной партией, союз с которой дал возможность выиграть парламентские выборы в 1936 г.

В практическом курсе реформ 30-х гг. руководство СДРПШ руководствовалось внутрипартийными принципами сотрудничества, солидарности, равенства, которые были направлены на строительство универсальной системы защиты населения и макроэкономического регулирования с целью достижении экономического роста и полной занятости населения. Это определило, рамки реформ, которые последовали в 1930-х и 1940-х гг.: налаживание управлением рынком труда (1933, 1940 и 1948 гг.), новая народная пенсия (1935 и 1946 гг.), страхование по безработице (1934 и 1941 гг.), профилактическая охрана здоровья и социальные услуги (1937, 1938 и 1943 гг.), пособия на детей (1935, 1937 и 1947 гг.) и жилищные субсидии (1941, 1942 и 1948 гг.).

<<   [1] ... [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] ...  [50]  >>