Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

Рабочий класс страны составлял самый массовый в классовом отношении процент от общего числа избирателей — 40% электората. На первых же послевоенных парламентских выборах в 1945 г. рабочие проголосовали именно за представителей Норвежской рабочей партии и в гораздо меньшей степени отдали голоса коммунистам.

НРП, сохранившая после Второй мировой войны традиции радикального реформизма, основанные на принципах марксистского понимания социализма, вызывала более высокий уровень доверия у рабочего класса, чем КПН, к которой негативно относилось руководство ЦОПН. Опыт реформы 1930-х гг. и трагедия Второй мировой войны привели к осознанию партийно-профсоюзными лидерами необходимости постепенной трансформации общества через масштабные социально-экономические реформы.

Во второй половине 1940-х гг. в руководящем звене ЦОПН и НРП происходят общие по тенденциям изменения. Постепенно формируется партийно-профсоюзная элита бюрократического типа. Данный тип элиты после войны составлял основное звено руководящего состава ИК ЦОПН. Длительный период нахождения в аппарате управления позволяет говорить о существовании высокого уровня сплоченности центрального партийно-профсоюзного аппарата, обладающего элитарным характером. Профсоюзная бюрократия, имеющая опыт работы в государственном аппарате еще предвоенного периода, стала понимать, что обеспечение эффективности экономических реформ в процессе трансформации общества потребует максимальной мобилизации сил и сотрудничества всех слоев общества, а не только рабочего класса. Попытка решения проблем страны путем привычной ранее конфронтационной методики уже не соответствовала интересам сформировавшейся новой бюрократической этики.

Эту позицию профсоюзной элиты наиболее четко выразил на кон грессе профсоюзов Норвегии еще в 1939 г. тогдашний председатель ЦОПН Конрад Нурдаль: «В интересах буржуазии и интересах масс рабочие должны принять во внимание широкие социальные подходы в переговорах между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда. Каждое противостояние между рабочими и предпринимателями должно быть оценено как ущерб политике профсоюзов и партии. Иначе мы одной акцией разрушим весь дом, который мы строим. Данное утверждение не подразумевает, что вообще рабочие не имеют права на забастовки, которые часто происходят и в период «Рабочего правительства». Хладнокровный анализ действий и результатов борьбы приводит к заключению, что это является в меньшей степени полезным в сегодняшней ситуации». Эта позиция Исполнительного комитета ЦОПН подтверждает наличие, функционального типа рациональности сознания элиты не только в НРП, но и в ЦОПН. Поэтому профсоюзная элита (ЦОПН) в 1940-е гг. стала главным генератором идеи дерадикализации рабочего движения, осуществление которой проводилось во взаимодействии правительств Э. Герхардсена и руководством НРП.

Для того чтобы понять изменение позиции рабочего класса и стратегии политики дерадикализации, используемой профсоюзными и партийными лидерами для формирования доверия к реформистскому курсу в 40—50-е гг. XX в., необходимо обратиться к социально-экономической политике НРП этого периода. Механизм реализации данной политики позволяет понять то, как руководство профсоюзного движения посредством использования организационных каналов и идеологических приемов совместно с НРП перестраивало массовое сознание рабочего класса от радикальной этики к этике солидарности и сотрудничества между классами.

Социально-экономическая политика правительства в период реконструкции (1945—1952 гг.) реализовывалась следующим образом. В 1945—1946 гг. для решения проблемы низкой заработной платы при высоком уровне инфляции правительством НРП был реструктуризирован подведомственный Министерству финансов Директорат по ценам. Под контроль Директората были взяты оптовый и розничный рынки, установка, максимума и минимума цен на товары различной категории, осуществление государственного субсидирования цен. Директорат по ценам обладал карательными функциями, имея право накладывать штрафы и конфисковать продукцию у предпринимателей, игнорирующих его директивы. В результате проведенных Директоратом мероприятий к 1947 г. уровень цен на продукты первой категории (сахар, масло, хлеб, мясо) составлял всего 50% от их реальной стоимости. Таким способом правительство возмещало вынужденную политику замораживания заработной платы из-за боязни роста инфляции.

Тем не менее, несмотря на относительную стабилизацию уровня цен в 1946—1947 гг., существовала проблема неконтролируемого роста заработной платы по разным отраслям промышленности. Для решения этой проблемы в 1947 г. правительством Э. Герхардсена был создан «Совет по заработной плате», Его целью был контроль над формированием заработной платы на межотраслевом уровне. Еще одним инструментом решения проблемы неконтролируемого роста заработной платы стал подведомственный «Совету по заработной плате» принудительный арбитраж, организация которого была юридически оформлена еще «Временным актом 1944 года», Данный акт был первым правительственным документом такого рода, где посредником в производственных спорах между сторонами трудового конфликта выступало государство.

Одновременно правительство с 1945 по 1947 г. проводило политику постепенного выравнивания заработной платы между отраслями разных секторов экономики, в первую очередь в сферах сельского хозяйства и лесной промышленности, в наибольшей степени пострадавших от оккупации. В результате целенаправленных государственных субсидий рост заработной платы в этих отраслях за 2,5 года к 1947 г. составил более 100%°.

Комплекс мер, используемых правительством в целях решения социально-экономических проблем, вызывал двойственное отношение рабочего класса. В частности, контроль над заработной платой и принудительный арбитраж противоречил синдикалистско-марксистской идеологии рабочего класса. Поэтому одной из проблем политики дерадикализации было формирование капитала доверия у рабочих к умеренному курсу социал-демократического правительства. НРП в формировании доверия был необходим авторитет ЦОПН, который Центральное объединение профсоюзов могло использовать для трансформации идеологии рабочего движения.

<<   [1] ... [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] ...  [50]  >>