Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Расширение партийно-профсоюзной бюрократии и элитизация руко водства НРП были результатом воздействий государственного аппарата и слияния руководства НРП и ЦОПН в единую систему управления», Это подтверждает наличие олигархических тенденций в норвежской социал-демократии, характерных для массовых партий согласно железному закону «олигархических тенденций» Р. Михельса. Элита Норвежской рабочей партии, находящаяся в аппарате управления государством с 1935 г., постепенно приобрела все черты и атрибуты государственной бюрократии. Примером служат многочисленные выступления лидеров партии и профсоюзов, из которых становится очевидно, что партийное руководство отождествляет социал-демократию с государством и ставит знак равенства между интересами партии и интересами государства.
Риторика и мероприятия лидеров НРП и ЦОПН свидетельствуют о наличии бюрократической этики как особого типа поведения, соответствующего функциональному типу рациональности сознания партийно-профсоюзной элиты. Главное свойство функционального типа рациональности — это подчинение поведения всех социальных групп и элит государственным и общественным интересам как единой функционирующей системе. Такой подход к пониманию государственной власти, сформировавшийся в сознании руководства партии к послевоенному времени, привел к переосмыслению радикального реформизма и роли как властей, так и социальных групп в достижении эффективного функционирования общества.
Функциональный тип рациональности сознания партийно-профсоюзной элиты привел к осознанию противоречия традиционной идеологии с реальными возможностями экономики, что требовало эффективной организации управления государством. Примером отклонения традиционной марксистской идеологии от политики НРП были социально-экономические реформы 1945—1947 гг. Они использовались как экстренные меры в борьбе с инфляцией, дефицитом бюджета и нехваткой товаров промышленного и народного потребления. Так, контроль над заработной платой, осуществляемый Советом по заработной плате, которым была введена процедура принудительного арбитража, противоречил идеям марксистской идеологии, не предусматривавшей использование государства в целях ограничения свободы рабочего класса при политической гегемонии пролетариата.
Реформы трех первых послевоенных лет показывают, что партийно-профсоюзная элита, ощущая отклонение идеологии радикального реформизма от политики социал-демократов, направленной на расширение социальной базы движения, с признанием необходимости сохранения рыночных отношений начинает проводить политику постепенной либерализации экономических и политических принципов идеологии путем их адаптации под реальную социально-экономическую ситуацию.
Показателем изменения официальной позиции по отношению к старой идеологии и тактике рабочего движения служит речь премьер-министра Э. Герхардсена: «Чувство ответственности, о котором я говорил, должно быть принято каждым рабочим, среди действий, которые ему следует прекратить, это незаконные забастовки. Они наиболее неблагоразумны, когда мы сотрудничаем вместе в восстановлении нашей страны... Мы испытываем недостаток многих предметов потребления, наиболее необходимых для ежедневного использования. Поэтому трагично видеть, что предприятия, например, закрываются...», Из характера выступления очевидно изменение отношения руководства НРП к старой марксистской идеологии, которой отводится теперь второстепенная роль укрепления и легитимации социально-экономической политики. Тем не менее, очевидным фактором, создавшим барьеры для быстрой либерализации принципов идеологии НРП, стало традиционное сознание рабочего класса, выраженное в куда более радикальной этике. Теоретическим ядром радикальной этики являлась марксистская идеология. Ее несоответствие либеральной политике лидеров НРП требовало постоянного формирования капитала доверия у рабочего класса, быстрый переход социал-демократов от радикального к умеренному реформизму мог привести к раздражению массового сознания. НРП приходилось гибко реагировать на радикализацию массового сознания, что и определило постепенность перехода к идеологическим принципам реформизма. Несмотря на отказ от широкомасштабной национализации, премьер-министр Э. Герхардсена в 1947 г. на национальном конгрессе ЦОПН заявил делегатам рабочих: «Даже если сегодня промышленники попросят государство освободить промышленность из-под контроля, то государство ответит им нет!»,
Другим примером исторически обусловленной тактики НРП, направленной одновременно на контроль промышленного производства и изменение радикальной этики рабочих, была политика так называемой «промышленной демократии» (Bedrift demokratiet). Она проводилась с 1946 г. сначала как эксперимент только на крупных государственных, предприятиях национализированного сектора промышленности. Политика промышленной демократии реализовывалась путем создания на государственных предприятиях «производственных комитетов», цель которых — организация сотрудничества предпринимателей и рабочих для контроля и планирования производства на предприятиях в интересах всего общества. Руководство НРП предполагало этическую направленность задач институтов промышленной демократии. Путем реализации социал-демократических внутриорганизационных принципов сотрудничества и солидарности вовне — в институты промышленной демократии — предполагалось устранять конфронтационные стереотипы поведения рабочих и предпринимателей, деформируя радикальную этику рабочего класса и устраняя конфликтную среду в производственных отношениях. Такая политическая линия приучала к сотрудничеству и новое послевоенное поколение предпринимателей — собственников.
С 1948 г. динамика перехода идеологии НРП к умеренному реформистскому курсу начинает ускоряться, на что решающее влияние оказала холодная война. Так, после краха политики НРП на «наведение мостов» в отношении СССР появление антисоветских фобий населения в связи с событиями в Чехословакии 1948 г. и антисоветской пропагандой НРП, необходимость поиска внешних инвестиций для завершения реконструкции страны привели к тому, что в 1948 г. правительство Герхардсена решает принять экономическую помощь от Соединенных Штатов Америки в рамках плана Маршала. Выбор, сделанный Норвежской рабочей партией в сторону капиталистического лагеря, опора на США и страны Западной Европы логически завершились вступлением Норвегии в 1949 г. в НАТО.
<< [1] ... [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] ... [50] >>