Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
В рабочем движении данная тенденция в поведении усиливалась радикальной этикой, сложившейся в 20—30-е гг. XX в. Таким образом, радикальность и солидарность стали главными факторами, способствовавшими росту симпатий в обществе к идеологии и политике НРП. Поэтому уже в 1945 г. Норвежская рабочая партия, получив на выборах 41% голосов, формирует первое послевоенное правительство Э. Герхардсена, с которого началась эпоха длительного правления социал-демократов.
Разберемся глубже в том, почему именно Норвежская рабочая партия вызывала сразу после войны столь высокий уровень доверия у разных социальных слоев.
На это явление основное влияние оказал комплекс следующих факторов:
• историческая преемственность с реформистским курсом правительства И. Нюгорсволла 1935—1945 гг., закрепленная в «Общей программе» 1945 г.;
• влияние Второй мировой войны на рост широкого демократического движения в норвежском обществе, формировавшего дух солидарности между классами, что обеспечило в послевоенное время высокий уровень доверия к НРП и ее курсу реформ, направленному на трансформацию норвежского общества на основе внутренних принципов норвежской социал-демократии;
• формирование бюрократического типа партийно-профсоюзной элиты в предвоенный и военный периоды, повлиявшее на послевоенное изменение представлений руководства норвежской социал-демократии о месте НРП в норвежском обществе и государстве;
• влияние внешнего фактора, а именно примера скандинавского соседа Норвегии — Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ), имевшей удачный опыт социально-экономического реформирования государства в военный период, что в рамках единого социокультурного пространства позволяет говорить об относительной синхронности событий в скандинавском регионе.
«Общая программа» 1945 г., выражала готовность Норвежской рабочей партии к реформам, положениями которой были принципы, сформулированные еще в программе НРП 1939 г. «Общая программа», основанная на кейнсианских принципах регулирования экономики, была поддержана коалицией буржуазных партий и стала осуществляться в течение второй половины 40-х гг.
В «Общей программе» присутствовали принципы программы 1939 г., где одной из ключевых идей была национализация. В марксистской теории «национализация» есть обобществление всех средств производства, находящихся в частной собственности. Ликвидация частной собственности была объявлена одним из основных путей для достижения реального социализма. Поэтому национализации отводилась главная роль в переходе к социализму. Согласно «Общей программе» постепенная национализация должна была осуществляться путем планирования экономики. «Планирование» предполагалось осуществить через практику широкой государственной политики контроля и регулирования экономики с постепенным переходом к ее обобществлению. Наличие вышеперечисленных принципов подтверждает, что целью «радикального реформизма» в 1945 г. была скорейшая трансформация общества по направлению к социализму.
Поэтому в программном документе и в последующих реформах 1945—1947 гг. прослеживается преемственность с радикальным реформизмом предвоенного времени.
Диссертант подчеркивает, что, несмотря на отсутствие в программе положения о «диктатуре пролетариата», которое было изъято уже из программы НРП 1939 г., дискурс выше рассмотренных принципов позволяет сделать вывод о фактическом наличии данного принципа в идеологии НРП, завуалированном под другие концепты идеологии норвежской социал-демократии. Поэтому понимание «государства» как инструмента классового господства обуславливало наличие в послевоенной идеологии НРП элементов теории классовой борьбы. Сохранение марксистского понимания социализма в программном документе позволяет сделать вывод, что ядром идеологии НРП в 1945 г. был марксизм в его умеренной интерпретации.
Так как марксистская идеология объясняет общественное развитие в основном влиянием комплекса экономических факторов, то для понимания изменения содержания принципов идеологии НРП необходимо обратиться к характеру их практической реализации, в данном случае — к созданным правительством Э. Герхардсена в 1945—1949 гг. институтам планирования, анализ которых позволяет понять вектор и суть трансформации идеологии радикального реформизма в сторону умеренного реформизма.
В 1945 г. правительственной директивой был создан «Центральный Координационный совет» (Samordningsråd). Совет возглавлялся правительством, в состав которого входили представители всех отраслей промышленности, 3 представителя от ЦОПН (председатель, два заместителя от профсоюзной организации) и один от Ассоциации предпринимателей (председатель организации).
Задачами Совета были: оценка экономической ситуации; анализ планов развития производства; участие в разработке мер по проблемам реконструкции; принятие мер по сокращению безработицы; рассмотрение проектов и последующее участие в регулировании финансово-кредитной системы страны; вопросы выравнивания заработной платы в различных отраслях промышленности; поставка и перераспределение промышленного оборудования.
В данном институте планирования сама организация и названные выше функции Совета 1945 г. указывают, что в ходе реализации «Общей программы» происходит изменение роли и целей политики планирования, утвержденных в программе 1939 г. «Планирование» в программе 1945 г. понимается уже не как политика «прямого контроля» государства, а как осуществление «общественного контроля» над экономическими процессами. Данный контекст подразумевает изменение отношения социал-демократии к роли государства. «Государство» начинает рассматриваться как инструмент реализации интересов всего общества, а не отдельного правящего класса.
В дальнейшем принцип общественного контроля был более точно реализован в «промышленных консультативных советах» (bransjeråd), созданных в мае 1947 г. «Промышленные консультативные советы», подчинявшиеся «Центральному координационному совету», разрабатывали планы и методы рационализации производственного процесса; осуществляли функцию контроля над выполнением правительственных директив и управления промышленностью. Также «промышленные консультативные советы» отличались организационным составом и координацией взаимодействия. Так как консультативные советы состояли не только из представителей от Ассоциации предпринимателей, но и из представителей ЦОПН, данный орган стал первой прямой реализацией принципа общест венного контроля над экономическими процессами.
<< [1] ... [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] ... [50] >>