Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

Тем не менее, введение принудительного арбитража было необходимой мерой с точки зрения руководства профсоюзов, понимавшего, что использование социал-демократического правительства для решения производственных конфликтов в качестве третейского судьи в тех случаях, когда у рабочих отсутствовало доверие к предпринимателям, решало многие проблемы, возникшие в послевоенный период. Особая актуальность данной процедуры в первые годы после Второй мировой войны обуславливалась реализацией политики регулирования заработной платы. Принудительный арбитраж помогал контролировать стихийные социальные конфликты на производственной почве и стабилизировать политическую и экономическую ситуации в стране.

Учитывая возможное возникновение антипатий к этой реформе со стороны пролетариата, руководство ЦОПН использовало свое влияние на рабочих и идеологические рычаги для изменения отношения рабочих к этой политике в позитивную сторону. ЦОПН выработало и использовало идеологию для легитимации политики государственного вмешательства путем интеграции идеи государственного посредничества в марксистскую теорию. Марксистско-ленинская теория подразумевала использование-государственной системы на переходном этапе к социализму в целях осуществления диктатуры пролетариата над буржуазией. Используя адаптивные возможности традиционной идеологии (синдикалистко-марксист-ская идеология), профсоюзно-партийные лидеры включили процедуру принудительного арбитража и государственного вмешательства в процесс решения производственных споров в марксистскую теорию.

Принудительный арбитраж, посредством его интеграции в традиционную теорию, стал интерпретироваться как необходимый инструмент гегемонии НРП — элиты рабочего класса в целях укрепления политических позиций класса в переходный период от капитализма к социализму. Такое манипулирование сознанием рабочего класса посредством интеграции новых понятий в традиционную идеологию исторически прослеживается еще в 1938 г. на национальном конгрессе ЦОПН, в протоколе которого было записано: «Если влияние рабочих настолько сильно, что они могут определять форму и законодательную структуру принудительного арбитража, то эта ситуация совершенно отлична от буржуазного правительства. Если важные социальные интересы отдельных категорий рабочих требуют вынесения решения спора в принудительный арбитраж, мы должны оставить эту возможность открытой. Наши противники всегда использовали политическую силу. Рабочие должны сделать то же самое, ...если рабочее правительство использует его политическую власть, разве буржуазные партии не будут делать то же самое?»,

Использование традиционной идеологии (марксизма) представляется первым элементом механизма, применяемого элитой рабочего движения для постепенной дерадикализации сознания рабочего класса, суть которого не допустить раздражения от традиционного восприятия действительности рабочим классом. Для этого руководством профсоюзного движения использовались адаптационные возможности традиционной идеологии для интеграции новых элементов в ее содержание. Посредством постепенной интеграции этих элементов поощряются воспринимаемые ранее как аномалии новые формы поведения, выходящие за принятые нормы радикальной этики класса. Данный элемент механизма трансформации идеологии, с одной стороны, вводит в нее как в систему определенных понятий новые функциональные элементы, объясняющее действительность; с другой стороны, происходит постепенное размывание ядра старой системы. Это позволяет эффективно подвергать изменениям классовую этику в связи с размытием ядра системы.

Второй элемент данного механизма можно объяснить на основе анализа публикаций, осуществляемых Центральным объединением профсоюзов. Процитируем одну из них: «В плановой экономике, где рабочее движение имеет политическое лидерство, невозможно, чтоб споры о заработной плате вели к большим конфликтам между рабочими и предпринимателями... Плановая экономика — не социализм. Но она подразумевает, что общество играет активную роль в развитии и координации в экономической жизни в достижении желаемых целей... Поэтому стачки выходят из моды как неэффективные методы борьбы, впустую тратившие трудовое время. Мы должны искать другие идентично эффективные средства и способы выражения нашего недовольства, вместо того чтобы влиять на ухудшение экономической ситуации, от которой зависим»,

Здесь наблюдается подмена понятий. Например, «класс» подменяется на «общество», Подмена понятий позволяет постепенно изменять ядро идеологической системы. Так, подмена понятия «класс» на «общество» указывает на постепенный отход от теории «классовой борьбы»,

Еще одна цитата: «Мы должны отойти от тактики открытого конфликта как архаичной стадии в развитии профсоюза и перейти к новым методам переговоров с предпринимателями на основе учетов экономической целесообразности требований... Да, были времена, когда это было догмой, что новое общество не может быть установлено без революции. Именно тогда мы рассматривали забастовку как подготовку к революции... Но объективная и субъективная ситуация после Второй мировой войны вселили веру, что дорога к социализму может быть достигнута демократическими средствами... Кто мог быть радикалом в течение классового конфликта двадцатых годов, уже не радикал сегодня. Это уже реакция, так как сталкивается с основными целями рабочего движения», Здесь наблюдается ярко выраженное клеймирование старых понятий как дисфункциональных элементов структуры, вследствие смены ядра идеологической системы — выступающее третьим элементом механизма. Старые нормы поведения, вступающие в парадоксы с новой этикой, вначале подвергаются осуждению и клеймированию как преступление, затем происходит изъятие традиционной теории, так как исчезают основные структурные элементы ее ядра.

Если охарактеризовать весь механизм, используемый партийно-профсоюзной элитой для трансформации идеологии, то он представлял следующую схему: адаптация традиционной идеологии — интегрирование новых элементов (изменение структурных элементов системы) — подмена понятий (размывание ядра системы) — изъятие старых понятий (удаление дисфункциональных элементов системы) — изъятие традиционной идеологии (смена ядра системы) — новая идеология. Данный механизм, используемый для либерализации идеологии с постепенным переходом на новые принципы демократического социализма, позволял постепенно формировать необходимый уровень симпатий у рабочего класса к умеренному политическому курсу. Практическая реализация политики, подкрепляемая идеологией, например, через новые институты, где социальная группа по-другому выстраивала свои отношения, позволяла на практическом уровне изменять традиционную (в нашем случае радикальную) этику.

<<   [1] ... [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] ...  [50]  >>