Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

Уже в начале 70-х гг. (в июне 1972 г.) накануне референдума по вопросу о членстве Норвегии в ЕЭС на экстренном съезде ЦОПН было принято специальное постановление, о поддержке вступления в ЕЭС. Тем более профсоюзные лидеры рассчитывали на то, что рабочие массы согласятся с мнением делегатов своего съезда. Но полной неожиданностью для ЦОПН стали отрицательные результаты референдума. Многие члены ЦОПН проигнорировали решение съезда. На референдуме 1972 г. за вступление в ЕЭС проголосовало только 56% членов профсоюзов, 44% проголосовало против. Это свидетельствовало об опасном уровне снижения доверия масс к руководству профсоюзов.

Представленные события и позиция ЦОПН подтверждают, что профсоюзы сохраняли роль важной структуры функционирования государственной системы и следовали в 60-е гг. за линией рабочей партии. Это, на наш взгляд, привело к противоречию с постматериалистическим характером сознания части рабочих и радикализмом рабочего класса. Кроме этого, привело к потере внутриорганизационной солидарности и доверия между рядовыми членами организации и руководством профсоюзов.

Таким образом, бюрократизация ЦОПН, функционирование организации как структуры государственной системы привели к замене внутри-организационных принципов солидарности на принцип демократического централизма. Потеря внутриорганизационной солидарности и утрата, доверия между членами организации к ЦОПН и НРП привели к тому, что проблема риска в связи с членством в ЕЭС встретила недоверие рабочего класса к политике НРП и ЦОПН.

Поэтому потеря внутренней солидарности, доверия между членами организации, сохранение старого материалистического характера идеологии ЦОПН привели к пассивности членов организации и потере ее высоких мобилизационных возможностей.

Это говорит о том, что в начале 70-х гг. в результате изменения сознания рабочего класса в сторону постматериалистического характера и сохранения старой материалистической идеологии демократического социализма НРП и ЦОПН произошла деформация общей партийно-классовой публичной сферы и идентичности как по линии партия — класс, так и через организационные каналы, НРП — ЦОПН — класс. Поэтому невозможность реализации интересов рабочего класса в рамках старой организационной структуры привела с конца 60-х гг. к росту радикализма рабочего класса, имеющего постматериалистический характер.

§2. Характер идеологии и тенденций в норвежской социал-демократии в 1953—1973 гг.

В 1953 г. на XXXIV съезде НРП была принята новая рабочая программа. Программный документ начинался заявлением от лица НРП о поддержке принципов Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала 1951 г. и прагматического социально-экономического курса, ориентированного на выполнение предвыборных лозунгов партии.

Дальнейшие пункты программы раскрывали изменение идеологических принципов НРП, их соотношение с прагматическим характером политики правительства премьера О. Торпа.

Так, в программе 1953 г. декларировалось: «Рабочее движение ставит целью построить новое общество, поэтому рабочие не считают, что движение представляет интересы только какой-либо одной группы или класса, но всех прогрессивных сил, готовых сотрудничать в строительстве такого общества... Общество на сегодняшний день движется по пути самоорганизации... Демократия должна осуществляться через единство организации народа. С данной позиции, организация должна управляться и функционировать на демократических принципах... Тем не менее, мы еще не имеем народного правления. Негативную роль играют владельцы и директора банков, частных предприятий и тяжелой индустрии, где руководство имеет силу и власть, которая плохо гармонирует с народным правлением и обществом. Поэтому рабочая партия стоит за сильную власть народа, его влияние и руководство экономическим развитием». В данном положении подчеркивается, что руководство НРП вслед за отрицанием классовой принадлежности партии продолжает отождествлять понятия «государство» и «общество», Так, говоря о правительстве, в программном документе используется понятие общество. Это подтверждает наличие в сознании элиты НРП четкой сложившейся бюрократической этики, где партия ассоциируется с государством, а «государство» интегрируется в понятие «общество», Такая интерпретация понятий показывает особенность бюрократической этики элиты НРП, заключавшуюся в подчинении государственных интересов общественным. Функцией же элиты, исходя из эклектизма понятий государственной и общественной власти,» является общественное администрирование с целью масштабной модернизации общества. Понимание государства и общества как единой функционирующей системы, управление которой позволяет проводить широкую модернизацию, подразумевает технократизм и, согласно типологии Ю. Хабермаса, преобладание функционального типа рациональности сознания правящей элиты НРП.

Преобладание функционального типа рациональности сознания элиты НРП подчеркивает концепт экономической демократии, используемый как принцип экономической политики, о котором в программе сказано следующее: «Норвежская рабочая партия поддерживает экономическую демократию, которая будет строиться путем экономического планирования, как необходимое условие для развития страны, для процветания народа, избегания кризисов и проблем безработицы». Согласно данному положению, принцип экономической демократии предполагал взятие государством функций регулирования экономикой как реализацию социалистического принципа равенства для достижения социально-экономического благосостояния. В рамках концепта демократического социализма и принципа экономической демократии социализму, как конечной цели трансформации общества, отводилась второстепенная роль. При этом снимался вопрос о национализации и построении директивной плановой экономики.

Так как демократический принцип в экономической политике предполагал равное сосуществование разных типов собственности, в следующем пункте о практической реализации экономической демократии подчеркивалось, что макроэкономическое регулирование посредством реализации контроля государства над финансовой сферой и государственных инвестиций в наиболее перспективные экономические отрасли является основным механизмом реализации экономической демократии.

<<   [1] ... [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] ...  [50]  >>