Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Особенность программы 1953 г. состояла в том, что хотя государство в осуществлении экономической демократии брало на себя одну из главных задач в осуществлении планирования над экономической деятельностью, поставленная цель трансформации общества с нивелированием социальных противоречий путем распространения демократических принципов равенства, свободы, сотрудничества подразумевала привлечение в процесс контроля все социальные группы, имеющие влияние на экономическое развитие. Об этом в программе говорилось следующее: «...Несмотря на то, что разные типы собственности имеют большую эффективность в отдельных отраслях..., экономическое процветание требует хорошей рационализации между частным капиталом, государством и коммунами. Поэтому государство и коммуны обязаны активно участвовать в развитии промышленности. Капитал, государство и коммуны должны совместно планировать развитие экономической деятельности. Руководители предприятий должны понимать важную задачу перед обществом». В этом пункте программы руководство НРП рассматривает общество как единую корпорацию. Поэтому задачей капитала в лице Ассоциации предпринимателей, рабочих в лице ЦОПН и властей была организация эффективного взаимодействия с целью достижения высоких темпов экономического роста.
В вышепредставленном пункте очевидно, что принцип экономической демократии в практической реализации подразумевал подчинение отдельных ассоциаций общественным интересам, где правительство НРП брало на себя обязательство администрирования обществом. Осуществление правительством только функций администрирования в реализации концепта экономической демократии фактически снижало традиционные социалистические принципы экономической политики — национализации и государственного планирования. При снижении социалистических экономических принципов на первый план в программе 1953 г. выходит принцип рационализации производства.
В положении программы 1953 г. о рационализации производства было сказано: «Цель рационализации — эффективная организация и модернизация производства. Правления и директора предприятий должны активизировать производственную и ценовую политику, необходимую для развития экономики. Поэтому рационализация является задачей не только руководства компаний, но и рабочих и профсоюзов»,
В данном пункте программы рационализация подразумевала реализацию экономической политики через корпоративные каналы с перераспределением ответственности между ассоциациями рабочих и капитала, а также властями как регуляторами общественных интересов. О центральном положении принципа рационализации в социально-экономическом курсе НРП говорит то, что рационализация выступала отдельным принципом в программе, где реализация экономической демократии посредством планирования подчинялась принципу рационализации производства, что изначально обозначило при практическом выполнении принципа экономической демократии лишь его частичную реализацию.
Интеграцию политики производственной рационализации в идеологию НРП предполагалось осуществлять путем реализации внутриорга-низационных принципов социал-демократии — сотрудничества и солидарности.
Хотя в программе 1953 г. декларировалась необходимость проведения социального законодательства для всех слоев населения как достижения цели трансформации общества и реализации принципа равенства и свободы, генеральной линией социально-экономической политики правительства НРП предполагалось достижение высоких темпов экономического роста и решение проблем безработицы и жилья путем организации взаимодействия между всеми членами общества.
Таким образом, согласно программе 1953 г., рационализация и экономическая демократия становились принципами экономической политики умеренного реформистского курса НРП, посредством реализации которых происходила интеграция принципов партийно-классовой публичной сферы в национальную публичную сферу. Это, как было отмечено, стало возможным благодаря отрицанию элитой НРП классового характера общества и ориентации партии на широкую социальную базу, включавшую не только рабочий класс, но и средний класс норвежского общества.
Ориентация партии, согласно программе, на практические проблемы экономического роста, а также на регулирование социально-экономической сферы посредством контроля над финансовой системой страны не является показателем объективации идеологии норвежской социал-демократии, а, наоборот, говорит о формировании новой идеологии в соответствии с изменениями послевоенного общества. Концепт демократического социализма путем снижения старых социалистических принципов, национализации, доминирования государственного контроля над частной собственностью стал фундаментом новой стратегии умеренного социально-экономического курса норвежской социал-демократии в 50-е гг. Этот курс отражал представления не только элиты НРП об обществе и его развитии, но и представления рабочего класса. Так, показателем того, что материалистический характер идеологии демократического социализма отражал интересы рабочего класса, стала высокая поддержка рабочих НРП на выборах в 1953 и 1957 гг.
Концепт демократического социализма указывает, что в начале 50-х гг. в идеологии НРП после отказа от марксистского наследия в конце 40-х гг. происходит формирование идеологии, основанной на собственных внутриорганизационных принципах. Но отмеченное выше преобладание принципа рационализации, соответствующее представлениям элиты НРП об обществе и государстве, противоречило демократическим принципам-социал-демократии — солидарности, равенства, сотрудничества, поэтому это служило важным сигналом к потере идентичности как внутри партии, так и по линии партия — класс.
Для понимания происходящих внутрипартийных процессов и отношения между НРП и рабочим классом перейдем к анализу практической реализации умеренного социально-экономического курса НРП в период с 1953 по 1965 г.
Уже в июне 1953 г. отменой правительством Оскара Торпа деятельности Совета по заработной плате и введением закона о рационализации НРП было положено начало осуществлению принципов экономической демократии сразу в трех направлениях: расширение влияния государства, на финансовую систему страны; создание государственных предприятий в крупной промышленности северных регионов; организация взаимодействия рабочих и предпринимателей посредством расширения функций промышленных консультативных советов.
<< [1] ... [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] ... [50] >>