Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Вязание шерстяных и кружевных изделий было также одним из самых распространенных занятий женского населения. Вещи отличались высоким качеством и были сложны в исполнении. В большом количестве норвежки вязали крючком скатерти и занавески, покрывала, салфетки и разные мелкие предметы. Причем каждая вещь была индивидуальна и неповторима, с бесконечными вариациями орнамента. В любом изделии проявлялось народное понимание красоты. Участие девушек в подобного рода трудовой деятельности помогало развить фантазию и воображение. «Она проводила множество часов за окраской пряжи, вышивкой бисером, плетением кружева, прекрасной белошвейной работой, разнообразной вышивкой ткани, которую она соткала своими собственными руками. Она имела чувство сочетания цвета и узора, а если она не могла довериться своему чувству, то обращалась к работам своих предшественниц. Таким образом, узор оттачивался веками, менее привлекательные элементы узора отбрасывались и оставались самые красивые» (262, С. 181). Матери в каждом удобном случае при разговоре с девушками учили качественно выполнять работу, стимулировали проявлять в работе самостоятельность, не копировать других, а проявлять творчество.

Летом рукоделием занимались мало. Девочки были основными помощницами в сборе ягод, грибов, трав, лечебные свойства которых прекрасно знали. Многие семьи, как отмечал С. Меч, «посылают детей собирать ягоды, которые потом продают в ближайшем селении бруснику, землянику и душистую лесную малину» (76, С. 27). Девочек не оставляли в стороне и от работ на кухне и привлекали печь хлеб, специальных норвежских лепешек. В приготовлении их требовалась определенная сила, сноровка и мастерство (137, С. 107).

С 13—14 лет во многих местностях Норвегии девушки начинали рыбачить. Необходимо отметить, что в промысловом хозяйстве женский труд был значителен. Каждое из приморских селений имело «собственную флотилию рыбных лодок, на которых по временам и стар и млад, даже женщины уходят на промыслы. Бойкая, здоровая норвежка не уступит мужчине и в управлении лодкой и в выметывании рыболовных сетей» (42, С. 10). Перед выходом в море, как отмечает М. Слепцова: «Женщины чинят старые сети, варят смолу. Смолой сохраняют и сети, и паруса от порчи» (120, С.ЗЗ). Кроме трески и сельди уберегов Норвегии ловили навагу, больших морских раков, собирали водоросли. Этими промыслами обычно также занимались женщины. «Они бродят по отмелям в часы морского отлива и граблями сгребают водоросли, ловят навагу удочками и в небольших лодках выезжают ловить раков» (116, С. 17). Обработка рыбы также входила в обязанности женщин. «Рыба, пойманная ночью, чистится и солится женщинами рано поутру» (120, С. 34). Рыбу потрошили, вялили и заготавливали впрок на зиму.

По достижении трудового совершеннолетия и половой зрелости положение девушки в семье и общине сильно менялось. Приближалась пора замужества, и обстоятельство это сразу же отражалось на отношении к ним старших и на их собственном поведении. Цель трудовой жизни девушки-невесты заключалась в сборе приданого и приобретении трудовых навыков, чтобы найти достойного мужа. К 15 годам девушка-невеста была способна делать все, что полагается будущей хозяйке. Очень часто в этом возрасте девушка уходила или уезжала на заработки, с этого момента начинался новый этап ее трудовой жизни, который обычно длился 10—12 лет и от которого зависело ее будущее. Так, например, в конце XVIII века подрабатывало 33% молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (250, С. 197). Обычно девушки нанимались для различных сельскохозяйственных и бытовых работ, на сезонные работы: для сенокоса, огородных работ, сбора трав, ягод, грибов и т.д. Часто девушек, которые славились своим мастерством особенно в каком-то определенном виде работы, просили прийти и поработать день или два. Д. Лейрфол отмечал: «Всегда был спрос на кого-то, кто умел печь лепешки, важную часть норвежской пищи, которые обязательно должны быть хрустящими и вкусными...Если нужно было подстричь большое количество овец фермер обычно нанимал того, кто мог хорошо справиться с этой работой...Практически все девушки умели прясть, но если требовалась особенно тонкая нить, то приглашали девушку-мастерицу ...И конечно такие девушки считались посланием Божьим если кто-то был болен, когда готовились к свадьбе, похоронам» (230, С. 44—45). Также самым распространенным способом был наем в няньки, основная работа которой заключалась в том, чтобы выводить или вывозить ребенка на улицу, гулять с ним. По свидетельству М. Гуллештадт, «в норвежской культуре считается важным, чтобы ребенок проводил как можно больше времени на свежем воздухе и именно няня выполняет эту культурно важную работу» (198, С. 116). Многие девушки нанимались на работу на соседнюю ферму, т.к. дойка коров, изготовление сыра и масла считались чисто женскими работами. Несмотря на то, что требования, предъявляемые работницам, были достаточно высоки, желающих работать на ферме было много, так как девушки получали возможность работать недалеко от дома, что не сильно меняло их образ жизни. По свидетельству Г.И. Анохина «в обязанности прислуги входили и домашние работы, и уход за скотом в период его стойлового содержания...на этой работе находилось много девушек из бедных семей» (1, С. 175). Девушка пользовалась в семье хозяев правами члена семьи, она была подругой их ровесницы-дочери, ходила вместе с ней на гулянья, хороводы, вечеринки. Описывая работниц, М. Слепцова замечает: «Работницы — веселые, бойкие девушки, держатся очень строго, с достоинством. Они зачастую дети таких же поселян, и на работу нанялись не из крайности, а потому, что дома без них управляются, сложа руки сидеть скучно и заработать лишнее не мешает...Получает обыкновенно работница в год деньги, две пары башмаков, одно платье, две кофты, три пары белья и шерсти на две пары чулок» (120, С. 64, 66). Если денежную часть заработка девушка частично или полностью отдавала родителям, то натуральное вознаграждение предназначалось ей самой и составляло существенный вклад в приданое. По свидетельству многих исследователей (21, С. 37; 24, С. 27, 29—30; 57, С. 95; 279, С. 90) для молодых девушек такая работа не только способствовала накоплению приданого, но и предоставляла возможность начать жить и работать совершенно самостоятельно, а иногда девушки были просто вынуждены подрабатывать, чтобы помочь своим родителям платить налоги.

<< Предыдущая страница   [1] ... [34] [35] [36] [37] [38][ 39 ] [40] [41] [42] [43] [44] [45] ...  [54]   Следующая страница >>