Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что, знакомство девочки-девушки с семейно-календарными традициями само по себе не являлось основным средством формирования нравственной личности. Эффективность их использования зависела от умелого применения всего ценного, что они в себе заключали в общем контексте педагогических воздействий. Педагогическая значимость знакомства девочки-девушки с семейно-календарными традициями заключалась в возможности перевести установки, полученные при участии в празднике, в плоскость повседневного поведения.

Особую роль в воспитании нравственных качеств девочек играло устное народное творчество, составлявшее важный элемент нравственной культуры норвежцев и представленное среди крестьянского населения широкой палитрой, потому что поводы для вербального общения в повседневной бытовой жизни находились всегда. Местом такого общения являлись специальные помещения, где женщины пряли. Вечерами в них собирались матери с детьми, женщины в такие часы обучали своих девочек рукоделию, а рассказами одновременно развлекали и воспитывали. Отдельные поучительно-воспитательные моменты присутствовали в обсуждениях женщин своей деревни. «Кто-то удивляется, что он мог найти в ней или она в нем? Почему эта красавица выходит замуж за старика, наверное, из-за денег и фермы? Она так и не научилась ничему у матери, а он ведь пьет! Ей далеко до него, хоть она способная и трудолюбивая. Она любит красиво пожить и быстро потратит все деньги: тогда, люди говорили: «на кухонном полу появятся трещины». И, конечно, не парой считалась высокая женщина и ниже ее ростом мужчина. Если женщина любила покомандовать, то про нее говорили: «Она будет задавать тон» или «носить брюки» (230, С. 80—82). Работа женщин сопровождалась поучительными пословицами о значимости женского труда: «Невесту подбирают не в церкви, а по тому, как она убирает навоз», «Девушку оценивают не по тому, как она танцует, а по тому, как замешивает тесто» (230),о взаимоотношении мужчины и женщины «Женщину учат, когда могут, а плачут, когда хотят» (157). Таким образом, являясь важнейшим средством воспитания с многовековым педагогическим опытом, устное народное творчество давало образец, идеал человека. Этнопедагогический идеал норвежской женщины на основе анализа эддического эпоса был рассмотрен нами в § 2.1., поэтому в данном параграфе мы акцентируем внимание на сказке — одном из самых устойчивых видов устного народного творчества, которая обладает огромной воспитательной силой. В своей статье «Рассказы и сказки» М.А. Хауан отмечала, что в событиях происходящих в норвежских сказках легко угадывается воспитательная направленность, они представляют собой учебник общепринятых норм и правил норвежского общества. Поэтому именно в интересах общины было сохранять уважительное отношение к сказкам (205, С. 38).

В сказках, которые обычно расказывали девочкам, примером для подражания были главные героини. Это могли быть и бедные девушки, и принцессы, которые независимо от их статуса преодолевают одинаковые трудности и проходят большие испытания, чтобы добыть свое счастье. Во многих сказках воспевается умение трудиться: необыкновенное мастерство прясть, ткать, шить, доить коров и т.д. А самоотверженная любовь вознаграждается взаимностью.

Для примера мы рассмотрим ряд сказок (8; 89; 90; 91; 161; 162), которые были записаны Петером Кристианом Асбьернсеном и в 1871 изданы под названием «Норвежские народные сказки», впоследствии переведенные на все европейские языки. Это издание как переведенное на русский язык, так и на английский представляет для нашей работы большую ценность.

Несомненный интерес для нас вызвала сказка «На восток от солнца, на запад от луны», где девушка сама борется за свое счастье, она ищет своего возлюбленного, которого злая мачеха заколдовала в медведя. Для этого она проходит с большой стойкостью разные испытания: пряла на золотой прялке, мотала пряжу на золотое мотовило, стирала рубашку, на которой остались три сальных пятна. В итоге нищая девушка стала женой принца. В сказке «Падчерица и родная дочь» описывается проворная трудолюбивая падчерица, которая не роптала на свою судьбу. «Она и лен прясть умеет, и корову подоит, и барана подстрижет, и яблоки соберет» — говорится в сказке. Популярность сюжета, где главная героиня — падчерица или младшая дочь, объясняется тем, что он созвучен типичной для сказок идеализации обездоленного. Так в сказке «Подмененная жена» — это девушка, выбранная в жены прекрасным царевичем, но подмененная сводной сестрой. После различных перепетий истина выясняется, и героиня восстанавливае свои права. Таким образом, мечты о торжестве справедливости олицетворены обычно в образе самоотверженной, неприметной с виду девушки, которая напоминает Золушку из европейского фольклора и которая, в конце концов, оказывается победительницей. Например, в сказке «Растрепа» рассказывается о том, что у королевы родились две дочери: одна — красивая, а другая — уродина, которую назвали Растрепа. Но благодяря своему уму и смелости Растрепа вышла замуж за принца, спасла сестру от злых троллих и стала красивой.

Хотя во многих сказках бедная девушка оказывается даровитее многих принцесс и брак с царевичем является наградой для нее, по-настоящему не деньги, не богатство прославляют эти сказки, а чувство собственного достоинства, бесстрашие и готовность помочь людям, нравственную чистоту. Так, например, в сказке «Маленькая Ося птичница» воспевается девичья невинность. Принц искал себе жену и в этом ему помогал Камень, который «все на свете знал». Этот Камень принц клал каждый вечер около своей постели. Когда приезжала очередная принцесса Камень рассказывал, «если у нее уже был прежде милый или другой какой грех». Поэтому принцессы упрашивали бедную девушку Осе, чтобы она пошла к принцу вместо них, а когда он уснет, они поменяются, чтобы утром принц увидел около себя настоящую принцессу.

Конечно, принц с помощью Камня разоблачил коварных обманщиц-принцесс и женился на честной Осе.

Как правило, злые силы, противостоящие героиням норвежских сказок, воплощены в образах троллей и троллих, карликов, гномов, гоблинов. Это вся та нечистая тварь, которой норвежская фантазия населила свою землю. Они наделены всеми присущими человеку пороками, такими как жадность и жестокость. Они противопоставлены людям и представляют исключительно животную сторону человеческой натуры. Основная воспитательная цель, которая заключена в образе этих персонажей — показать, что, не существуя в рельной жизни, они воплощают те плохие черты характера, которые есть у людей и которые не нужно перенимать маленьким детям. Это воплощение зла, победить их может только умный и смелый человек (167; 241; 250).

<< Предыдущая страница   [1] ... [38] [39] [40] [41] [42][ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] ...  [54]   Следующая страница >>