Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
15. Материальная и духовная культура населения Европейского Северо-востока. — Л, 1987.
16. Меч С. Скандинавия и Дания. М.: 1912.
17. Норвежские сказки. М. 1962.
18. Орловский С. Путешествие по Норвегии. Изд. 2., 1915.
19. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. М.: Наука, 1997.
20. Швейгер-ЛерхенфельдА.Ф.Женщина,еежизнь,нравы и общественное оложение у всех народов земного шара. Издат. Дом «Кураре — Н», 1998
21. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье 18—19 вв. Дис. к.п.н. — Арх-ск, 1995.
22. Энгельмейер А. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания в 4-х частях. М., 1902.
Накопленные норвежской народной педагогикой традиции семейного воспитания, духовно-нравственный потенциал материнской школы могут при правильном их использовании эффективно способствовать обеспечению высоких результатов в современном воспитании. Семья оказывает сильное влияние на формирование национального характера, самосознания, на усвоение культуры своего народа, его исторических традиций. Как известно вопрос воспитания находится в нашей стране в центре бурных дискуссий, где огромное место и роль в воспитании современного общества отведены женщине. Решить этот вопрос можно и исходя из имеющегося опыта других стран, где выход из критического положения может подсказать прошлое.
Изучение опыта народного женского воспитания в Норвегии как социально-исторического феномена входило в круг научных интересов педагогов и этнопедагогов прошлого, этнографов и путешественников. Особый интерес представляет изучение и систематизация знаний о традициях женского воспитания, получивших отражение в произведениях народного творчества, фольклоре, обрядах, обычаях, религиозных верованиях норвежского народа с целью использования прогрессивных традиций в современных условиях. Так как педагогическое наследие норвежской женской семейной педагогики содержит в себе уникальный учебно-образовательный и воспитательный потенциал, который может быть успешно реализован в воспитании подрастающего поколения.
Программа расчитана на 15 часов (10 — лекции, 5 — практические занятия).
Наименование тем | Кол-во часов | Форма работы |
1. Образ жизни норвежской семьи 18—19 веков | 2 | лекция |
2. Статус женщины и ее педагогические функции в традиционном норвежском обществе 18—19 веков | 2 | лекция |
3. Этнография детства норвежского крестьянства 1819 веков | 2 | лекция |
4. Подготовка молодежи к семейной жизни. Материнская школа | 2 | лекция |
5. Трудовое, нравственное и физическое воспитание в норвежской семье 18—19 веков | 2 | лекция |
6. Опыт прошлого и настоящего | 3 | круглый стол |
7. Идеалы семейного благополучия в истории этнопедагогики | 2 | беседа |
1. Образ жизни норвежской семьи XVIII—XIX веков.
Состав, структура, функции, семейные роли, семейно-бытовые отношения, семейная иерархия, идеология семейной жизни, условия жизни, внутрисемейный этикет.
2. Статус женщины и ее педагогические функции в традиционном норвежском обществе.
Социальные роли, функции женщины (мать, жена, хозяйка). Правовые основы брака и семьи.
3. Этнография детства норвежского крестьянства.
Цель воспитания, осознание ценности труда, знаний, физической подготовки, нравственных качеств личности, семьи, женщины.
4. Подготовка молодежи к семейной жизни. Материнская школа.
Влияние матери на формирование нравственного сознания и поведение детей. Накопление социального опыта, привитие навыков культуры, любви к природе. Проблема подготовки молодежи к браку.
5. Трудовое, нравственное и физическое воспитание в норвежской семье. Традиционные формы и средства воспитания. Народный идеал совершенного человека. Значение фольклора, обрядов, обычаев.
6. Круглый стол: «Опыт прошлого и настоящего».
Практическое использование идей, педагогических технологий норвежской семейной педагогики в современной семье.
7. Беседа «Идеалы семейного благополучия в истории этнопедагогики». Использование прогрессивных народных традиций в современных условиях и их педагогическая роль. Проявление в повседневной жизни современной семьи обычаев, обрядов, праздников и т.п.
1. Кулакова-Грот Е.Я. Норвегия. — СПб., 1909.
2. Водовозова Е.Н. Жизнь европейских народов. — СПб., 1989. Т. 2: Жители Севера.
3. Энгельмейер А. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания в 4-х частях. — М., 1902.
4. Верховский Н.П. Норвегия и Швеция. Из записной книжки случайного туриста. — Варшава, 1898.
5. Норвегия (составлено Всенорвежским туристическим Ферейном) — СПб., 1892.
6. Меч С. Скандинавия и Дания. — М., 1912.
7. Закс В.А. Социальные отношения и право в Норвегии раннего средневековья. — Тарту, 1980.
8. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. — М.: Наука, 1997.
9. Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара. — Издат. дом «Кураре-Н», 1998.
Приложение № 3. Этнопедагогическая характеристика норвежской крестьянсокй женщины XIX в.
Физическая характеристика | Нравственная характеристика | Интеллектуальная характеристика | Характеристика педагогического потенциала |
• здоровая
• внешне привлекательная • физически развитая • выносливая спортивная (умеющая кататься на лыжах, коньках, салазках, плавать и т.п.) | • любящая Родину
• уважающая старших • милосердная (готовая помочь ближнему) • веропослушная (воспитанная на идеях христианства, духовно-нравственных ценностях, традициях) • трудолюбивая (уважение к трудовым традициям, ориентация на получение трудовых навыков и умений, профессию) • честная • гостеприимная и щедрая • готовая к созданию семьи (ориентация на семью и семейный образ жизни) • верная супружеству | • владеющая основами грамоты и арифметики
• обладающая общим кругозором • умеющая воспринимать информацию и принимать самостоятельные решения • успешно адаптирующаяся в обществе | • воспитанная (знание житейских правил и наставлений)
• знающая культурные традиции и народные обычаи • способная обучать детей основам грамоты, счета и этикета • умеющая быть няней, воспитательницей, наставницей, организатором свободного времени детей • владеющая навыками ведения воспитательной беседы, диалога • способная к составлению детских сказок, пересказу народных сказаний, сочинению колыбельных песен и т.п. |
<< Предыдущая страница [1] ... [49] [50] [51] [52] [53][ 54 ]