Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Последней перед Пасхой страстной неделе придавали особое значение. Так, по народному поверью считалось, что великий четверг и страстная пятница — время разгула нечистой силы, когда она особенно опасна для человека. В чистый четверг существовал обычай купания, т.к. считали, что вода имеет вэтот день целебную силу. По свидетельству Т. Норлинд «по обычаю купались в холодной воде, в корыте, чтобы изгнать из тела плохие помыслы» (243, С. 436). В страстную пятницу соблюдали строжайший пост, а женщины надевали в этот день черную траурную одежду. К пасхе готовились за полторы-две недели. По традиции в эти дни было принято заниматься уборкой и украшением дома. Также готовились разнообразные угощения, пекли праздничные сдобы, красили в разные яркие цвета яйца. Украшением яиц обычно занимались молодые девушки, тут полностью проявлялась их фантазия и художественный талант. Рисунок наносился на сырые яйца, затем, чтобы его закрепить, яйца опускали в кипящую воду. По обычаю пустую скорлупу наполняли маленькими леденцами, заклеивали отверстие и украшали.
Троица — последний из больших праздников весны. За неделю до нее женщины и девушки убирали дом, все хозпостройки и весь двор. В этот день было принято надевать только новую летнюю одежду. По обычаю на Троицу выбирали «троицких жениха и невесту». Они шли впереди шуточной, как бы свадебной процессии. Их сопровождали музыканты и «свадебная свита». «Жених» и «невеста» собирали подарки: яйца, свинину, сладкий хлеб, пиво, деньги.
Важнейшим из летних праздников считается Иванов день. Молодые девушки одевались в яркие национальные костюмы. По обычаю в этот день они приносили для угощения самые удачные блюда своего приготовления, Центральным моментом праздника был большой костер, в котором сжигали чучело ведьмы — языческий символ смерти или зимы. Молодые люди танцевали и водили хороводы, пели старинные народные песни (260, С. 153—154). Влюбленные пары гуляли по лесу и катались на лодках. Традиционно в этот день молодые договаривались о свадьбе. В Иванов день незамужние девушки гадали о своем суженом, пряча девять цветов различных видов или подвешивая их к балке под крышей, тем самым, надеясь увидеть своего будущего мужа во сне. Традицией считался выбор «королевы» среди маленьких девочек. Ее одевали как невесту, украшали цветами и надевали корону. Она шла по деревне впереди одетых в национальные костюмы детей, которые несли цветы. Женщины знали, что к Иванову дню в доме должно быть все убрано и выстирано. Девушки украшали дом зеленой листвой и черемухой. Собранные растения и венки защищали, по поверью, от болезней, а дом от ведьм. В этот день традиционно выполнялся ряд действий, направленный на излечение от разных недугов. Так, например, для защиты от глазных болезней смотрели на огонь сквозь цветы, а чтобы предохранить себя от всех напастей бросали, уходя, цветы в костер. Также существовал обычай на восходе солнца кататься по покрытой росой земле. Вода в этот день тоже считалась лечебной. На Иванов день было принято собирать лекарственные травы.
Со дня св. Мартина (11 ноября) лето считали оконченным. У женщин этот день был связан с окончанием выпаса гусей. Обычно молодые девушки и женщины ходили от двора ко двору и искали своих гусей. После их отбора женщины устраивали праздник с выпивкой и угощениями, по грудной косточке гуся гадали о предстоящей зиме.
Большим зимним праздником для девушек считался день св. Люции (13 декабря). По свидетельству Д. Спайсер, Люция — молодая девушка в белой одежде с красным поясом и в короне из веток со свечами. На роль Люции выбирали старшую дочь или служанку. На рассвете она разносила на подносе кофе и печенье. Лакомство получали и домашние животные: кошка — сливки, собака — хорошую кость, лошадь — овес, коровы и овцы — сено. Никто в деревне в ночь Люции не спал, а днем нередко устраивали шествие молодых девушек в наряде Люции (260, С. 153—154).
Рождество самый любимый праздник норвежского народа, который в старину праздновался две недели. Э. Шортер отмечал, что всю необходимую работу женщины старались сделать до Рождества. В доме все должно было быть вычищено и вымыто. Женское рукоделие откладывалось в сторону, т.к. все женское население занималось выпечкой и варкой пива. По поверью считалось, что злые силы будут мешать приготовлению хорошего эля и женщинам нужно было постоянно следить за процессом. Хозяйкам нужно было напечь семь видов кондитерских изделий. Вся одежда должна была быть заштопана и выстирана. Только после всего этого женщины могли спокойно вздохнуть (259, С. 98—112). Выпечка и пиво готовились не только себе, но и для раздачи пастухам, беднякам, сторожам, работникам фермы. Рождественская елка являлась непременным символом Рождества, которую женщины и дети украшали самодельными гирляндами, маленькими бумажными корзинками для подарков, звездой на верхушке. В рождественскую ночь все лучшее из погреба выставлялось на стол. Не забывали накормить самым лучшим и домашних животных. За столом обычно говорили о старинных рождественских традициях. Основным блюдом был палтус или свиные ребрышки. Верили, что в рождественскую ночь злые силы будут пытаться навредить людям и животным. Поэтому на всех дверях рисовали кресты и прикрепляли какие-нибудь предметы из стали. Над дверьми амбара и коровника в стену втыкали нож или топор. В камине разжигали большой огонь, чтобы к тому моменту, как начнут звонить колокола, выкурить дымом из дома все злые силы. Чтобы оградить семью от злых сил в рождественскую ночь все члены семьи спали вместе на соломе в большой комнате. Отважные девушки в эту ночь старались увидеть свою половину. Чтобы вызвать образ этого человека, нужно было сидеть в темной комнате или обойти дом три раза. Наблюдая за горением свечи, можно было предсказать, кто умрет в новом году. Верили также, что в амбаре живет эльф, который много тысяч лет охраняет ферму. Ему обязательно относили кашу со сливками.
В первый день Рождества все шли в церковь, желали здоровья и благополучия, обменивались новостями. Вечер этого дня проводили в кругу семьи. На второй день собирались большой семьей. Обычно с этого дня молодые парни начинали ходить по фермам. Неприветливые хозяйки приобретали низкий социальный статус в общине, т.к. в Рождество всем полагалось быть радушными и гостеприимными. Девушки в подобных обходах не участвовали. Они должны были сидеть дома в ожидании, что молодые парни заглянут к ней в дом. По традиции девушки приглашали в гости на Рождество своих подруг или молодых родственниц из соседних деревень, что привлекало внимание молодых людей к этому дому. У молодежи начинались так называемые «рождественские избы» с танцами, играми и гаданиями (240).
<< Предыдущая страница [1] ... [37] [38] [39] [40] [41][ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] ... [54] Следующая страница >>