Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Победителем троллей в ряде сказок выступает Аскеладцен (в буквальном переводе Золушка), иногда его зовут Бутс (179, С. 88). В образе безкорыстного, самоотверженного, неприметного с виду паренька воплощен символ настоящего мужчины, он мечта любой девушки, ее идеал мужа. Он побеждает трехголовых и девятиголовых троллей. Аскелладен, младший в семье, не заносчивый, как его старшие братья, лучше других рубит деревья, по-доброму относится к животным, которые ему платят взаимностью, выручает попавших в плен к великану братьев, побеждает в споре принцессу и на чудесном коне въезжает на стекляную гору. Он желает не богатства, а любви, поэтому наградой для него будет рука принцессы и полкоролевства.

Следует отметить, что принцесса по остроумию и смекалке также не отстает от Бутса. В сказке «Великан, у которого не было сердца» принцесса была захвачена в плен злым великаном. Чтобы победить великана, нужно было узнать, где спрятано его сердце. Для того чтобы выведать тайну, принцессе пришлось три ночи провести в постели с великаном. Очарованный ею великан раскрыл свой секрет (179, С. 60). Бутс вернулся домой с принцессой. Все его шесть братьев женились, «но самая красивая невеста была у Бутса».

Многие шуточные бытовые сказки своим повествованием обнажают такие человеческие пороки как нерадивость, пьянство, лень, злобу и т.д. «Жили были муж и жена. Вот пришло время сеять, а у них нет ни семян, ни денег, чтобы купить семена» — так начинается бытовая сказка «Какие на свете женщины бывают». Вот и пошла жена в город вместо мужа продавать корову, т.к. боялась, как бы он деньги не пропил. Но напилась сама, совсем разума лишилась и потеряла все деньги. Например, в сказке «Муж-хозяйка» высмеивается муж, который был «злющий-презлющий». Никак ему жена не могла угодить. И все ему казалось, что она мало по хозяйству занята. Жена, чтобы проучить мужа, предложила ему поменяться работой. Она пошла вместо него сено косить, а муж остался заниматься хозяйством. И, конечно, ничего у него не вышло. Жизненная мудрость женщины-жены, умение ладить с мужем раскрываются в сказке «Гудбранд-с-косогора». «С женой они жили так ладно и дружно, что, как бы муж ни поступал, жене всегда нравилось, и, если он что-нибудь делал, она хвалила его и говорила, что лучше и придумать нельзя» — такова экспозиция этой сказки. И вот однажды муж продал корову и, возвращаясь домой, потерял все деньги. По дороге он встретил соседа, который заключил с ним пари на то, что жена Гудбранда очень рассердится на него. Но Гудбранд не сомневался в своей жене, т.к. она у него была добрая и никогда его не ругала, что бы он ни сделал. Так и вышло. Реакция жены была такова: «Ты всегда, всегда все делаешь в точности так, как нужно. Мы сами себе хозяева и можем лежать в постели, сколько нашей душе угодно. Слава богу, что вернулся мой муженек, который все всегда так хорошо делает». Сосед проиграл пари и отдал сто талеров.

Следует отметить, что тяжелая женская доля является лейтмотивом многих бытовых сказок. Видимо, через сказку, ее составительницы надеялись, что последующие поколения женщин задумаются о своем положении и будут пытаться изменить свою жизнь в лучшую сторону. Так женская надежда на лучшее будущее высвечивается в сказке «Три тетушки». Это история о молодой девушке, которая решила сама зарабатывать себе на хлеб и посмотреть, как живут другие люди. Но делать ничего не умела «только общипывать да жарить птицу». А чтобы стать женою принца, главная героиня, как и во многих других сказках, должна была пройти характерные сказочные испытания: напрясть льна, соткать из него ткань и сшить рубахи для королевы-матери. В этом девушке помогали три старые женщины, но с условием, что на свадьбе они будут представлены как тетушки невесты. Героиня сказки сдержала слово, однако все три из них превратились прямо на свадьбе в безобразных старух. Принц не удержался и спросил, почему у его красавицы жены такие нескладные тетушки. Первая сказала: «Я была такая же красивая, как твоя невеста...А нос у меня стал длинный оттого, что я с утра до вечера сидела за прялкой и клевала носом, вот он у меня и вытянулся». А у второй тетушки «был такой большой зад из-за того, что она с самых ранних лет все сидела и сидела за ткацким станком». А третья старуха, когда была еще совсем маленькая, «все шила и шила и портила себе глаза, оттого они и стали красные и гадкие». Принц обрадовался, что они все ему рассказали и заявил: «Раз от работы женщины делаются такими гадкими и некрасивыми, моя жена не будет ни прясть, ни ткать, ни шить никогда в жизни».

Таким образом, норвежские народные сказки при всей своей общечеловечности по существу своему и по роли, которую им довелось играть, носят глубоко воспитательный характер. Формирование позитивных качеств личности — одна из ведущих тем норвежских сказок. По моральному кодексу, воссозданному в норвежских народных сказках, смелость, правдивость, бесстрашие, умение работать, любовь — все это ценится намного выше, чем богатство.

В заключение данного параграфа в качестве резюме можно сделать следующие выводы по основным средствам нравственного воспитания: 1. Нравственный идеал матери, пример старшей сестры и женщин общины являлся образцом будущей деятельности и обязательным ориентиром нравственного воспитания девочки-девушки, которой необходимо было обладать такими чертами характера как доброта, скромность, сдержанность, вежливость, дружелюбие, радостное отношение к жизни.

2. Педагогическая значимость знакомства девочки-девушки с семейно-календарными традициями заключалась в том, что они оказывали нормативно-регулятивное воздействие, способствовали закреплению ценностных ориентиров в повседневном поведении девочки-девушки.

3. Народная норвежская педагогика в формировании нравственных качеств девочек-девушек отводила решающую роль сказкам, представляющим собой учебник общепринятых норм и правил норвежского общества. Доступность и близость народного словесного искусства, эмоциональная выразительность образов вооружали девочек-девушек знаниями о правилах поведения. Сказки выполняли функцию ориентации детского сознания на общественно значимые ценности и неприятие нравственных изъянов в человеке. Неся нравственную нагрузку, сказки учили добру, формировали духовный мир, жизненную позицию, взгляды, убеждения, расширяли границы познания.

<< Предыдущая страница   [1] ... [39] [40] [41] [42] [43][ 44 ] [45] [46] [47] [48] [49] [50] ...  [54]   Следующая страница >>