Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.С. Касиян. «Россия и Норвегия, 1905—1914 гг.: становление дипломатических отношений»

Все вышеназванные государства заявили о своей готовности участвовать в разработке и учреждении правового порядка на Шпицбергене. Тем не менее, шведское правительство сделало оговорку относительно равенства стран-участниц в будущей юрисдикции на островах, а российское правительство предложило отложить вопрос до окончания параллельно проводивших переговоров и подписания трактата о норвежской неприкосновенности (см.: Глава 2, §3). Поскольку, по мнению вице-директора Второго Департамента МИД М. фон Таубэ, передача Шпицбергена под норвежский суверенитет была возможна только при условии нейтрализации Норвегии.

В период с лета 1907 г. до лета 1908 г. для мировой общественности наступил временный перерыв в Шпицбергенском вопросе. Помимо договора о великодержавных гарантиях норвежской неприкосновенности, министерство Ё. Лёвланна продолжало сглаживать острые углы в отношениях с бывшим партнёром по унии (прежде всего в вопросах о морской ловле омаров в Грисбо и об оленьих пастбищах на шведско-норвежской границе). Ё. Лёвланн небезосновательно опасался, что Швеция будет противостоять норвежской линии в шпицбергенском вопросе. У

Швеции, граждане которой внесли весомый вклад в научное исследование островов (см.: Глава 3, §1), в отличие от других государств, практически отсутствовала экономическая мотивация. Тем не менее, шведы всячески стремились перехватить инициативу у норвежцев, поскольку в Стокгольме вопрос о Шпицбергене воспринимался как "une question d'amour-propre" (вопрос самолюбия).

Позиция таких государств как Франция, Дания, Бельгия и Нидерланды, исторически заинтересованных в Шпицбергене, фактически сводилась к пассивному наблюдению за развитием событий. Великобритания, имевшая явные экономические интересы на Шпицбергене, не желала связывать себя какой бы то ни было ответственностью за него. Для стабилизации обстановки на Севере Европы британские власти были не против норвежской юрисдикции и даже суверенитета над островами, но удерживались от вмешательства, отчасти из-за опасений спровоцировать протест России, что могло повлиять на англо-российские отношения, обострившиеся из-за столкновения интересов этих держав в Персии, Афганистане и на Тибете. Германия, не обладавшая к началу XX в. ни экономическими, ни политическими, ни историческими привилегиями в шпицбергенском вопросе, стремилась лишь удержать свои позиции великой державы в рамках решения очередной международной проблемы, напомнив о своём участии в китовых промыслах XVII в., ряде научных экспедиций и организации пароходных рейсов на Шпицберген.

В норвежской историографии есть мнение, что Норвегия в 1907 г. имела серьёзные шансы установить свой суверенитет над Шпицбергеном, при поддержке Великобритании, Франции, США и отсутствии протеста со стороны России. Только опасение денежных расходов и возможного недовольства других государств (в первую очередь Швеции), а также внешнеполитический принцип нейтралитета мешали Норвегии сделать решающий шаг. С другой стороны, в новых исследованиях отмечается экспансивный характер норвежской полярной политики, вынужденной в то же время ориентироваться на мнение российского правительства, скептически настроенного на передачу Шпицбергена Норвегии.

В марте 1908 г. Ё. Лёвланна на посту министра иностранных дел сменил престарелый В. Кр. Кристоферсен, что обусловило более осторожную шпицбергенскую политику Норвегии с оглядкой на мнение заинтересованных государств, прежде всего России и Швеции. Период 1908—1910 гг., предшествующий первой конференции «трёх северных держав» в норвежской историографии называют «дипломатическим перетягиванием каната», когда норвежцы под влиянием прежних скандинавских противоречий, претензий России и нового заинтересованного государства, США, периодически теряли инициативу в вопросе.

А. Таубэ, возглавлявший шведское правительство с марта 1909 г., выступал за единство внешнеполитического курса Швеции и Норвегии, чем невольно вызывал раздражение российской стороны. Пытаясь направить переговоры в удобное для скандинавов русло, А. Таубэ инициировал совместную шведско-норвежскую ноту Берлину и Лондону с просьбой предупредить германские и британские пароходные компании о запрете несанкционированной охоты их пассажиров на Шпицбергене. Подобное шведско-норвежское «тайное сотрудничество» в обход России обрушило на поверенного в делах при Норвежской Миссии в Санкт-Петербурге Ф. Корена шквал недовольства. Директор Второго Департамента МИД А.К. Бентковский был рассержен, говорил на повышенных тонах и требовал объяснений. Ссылаясь на якобы имевшую место договорённость между норвежским министром иностранных дел и А.Н. Крупенским о взаимном уведомлении относительно любых действий в шпицбергенском вопросе, А.К. Бентковский инициировал ноту протеста в Христианию и Стокгольм.

Шведский коллега Ф. Корена в Санкт-Петербурге барон К.Г. Э. Лёвен извинился перед коллегой от лица своего правительства за то, что инициатива А. Таубэ невольно причинила неприятности Норвегии, и объяснял случившееся исключительно несговорчивостью, «доктринёрством» русских дипломатов в целом и А.К. Бентковского, в частности. Кроме того, К.Г. Э. Лёвен посоветовал норвежцу быть с русскими начеку, держаться ближе к Швеции и в будущем предвидеть недовольство других держав.

Из-за отсутствия А.П. Извольского и его заместителя С.Д. Сазонова Ф. Корен вынужден был передать письменные объяснения норвежской стороны в руки А.К. Бентковского, который на этот раз принял посланника радушно, обещал, что дело с русской нотой протеста разрешится наилучшим образом, а также напомнил о желании России быть в курсе относительно позиции Лондона и Берлина. 14 июня первый (но не последний) острый момент в российско-норвежской шпицбергенской дипломатии был улажен. Возможно, свою роль сыграла смена руководства императорского МИД, где обязанности А.П. Извольского фактически исполнял вновь назначенный заместитель министра иностранных дел С.Д. Сазонов, внушавший скандинавским соседям надежду на постепенное освобождение российской дипломатии от «формализма и бюрократии».

<< Предыдущая страница   [1] ... [39] [40] [41] [42] [43][ 44 ] [45] [46] [47] [48] [49] [50] ...  [58]   Следующая страница >>