Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
В результате нелёгких переговоров делегатам трёх северных государств удалось выработать и подписать 11 августа 1910 г. общий предварительный проект конвенции о Шпицбергене (15 глав, состоящих из 77 статей). Согласно главе первой международный статус архипелага определялся как нейтрализованная и демилитаризованная территория, открытая для подданных всех государств, не подлежавшая аннексии и не подпадавшая под суверенитет ни одной из стран. В проекте, согласно шведскому предложению и благодаря его поддержке российской стороной, обозначалось ядро административного управления Шпицбергеном (международная комиссия — законодательная власть, мировой судья — судебная, полицейский комиссар — исполнительная).
Комиссия должна была собираться на родине председателя и состоять из трёх членов (по одному от норвежского, российского и шведского правительств), избираемых на шесть лет (ст. 7). Обязанности главы комиссии поочерёдно, в алфавитном порядке стран, в течение года исполнял каждый из членов (ст. 8 — 9). Помимо выработки необходимых для порядка на архипелаге законов комиссия обязана была контролировать деятельность почтовой, телеграфной служб, а также выделять участки для строительства на Шпицбергене других официальных заведений религиозного или научно-гуманитарного характера. Исключение составляли ранее созданные и успешно функционировавшие норвежские почта и телеграф (ст. 11 —13). Полиция во главе с комиссаром таюке избиралась комиссией и отчитывалась перед ней (ст. 14—15). Гражданские дела, касавшиеся собственности или граждан различных государств, проживавших на архипелаге, не подпадавшие под юрисдикцию национальных судов, рассматривались шпицбергенским мировым судьёй, избиравшимся комиссией на шесть лет; место заседания мирового судьи менялось каждые шесть лет. В ведении судьи были иски, ценность которых не превышала 2.000 скандинавских крон (1.000 руб.), относившиеся к недвижимости и спорам между рабочими и работодателями на Шпицбергене. Все апелляции относительно дел, рассматривавшихся мировым судьёй или при посредничестве полицейского комиссара (рабочие конфликты), полагалось в течение полугода направлять комиссии, являвшейся последней инстанцией (ст. 16 — 22).
Уголовные дела расследовала шпицбергенская полиция под контролем шпицбергенского судьи, национального суда и комиссии. Она же назначала в зависимости от тяжести преступления штраф до 600 крон (300 руб.) или срок заключения до трёх месяцев (ст. 27 — 33). Осуждённых по возможности предписывалось высылать на родину для исполнения приговора, вынесенного мировым шпицбергенским судом (ст. 38).
Занятие земельных участков было возможно только частными лицами при подаче специального письменного заявления мировому судье (ст. 43) и регистрации в присутствии двух независимых свидетелей и полицейского комиссара (ст. 45 — 49). Сертификат, подтверждающий право использования участка, выдавался властями Шпицбергена и подлежал продлению через шесть с половиной лет; участки можно было занимать многократно, при соблюдении определённых процедур, передавать права на них другому лицу и использовать в промышленных, промысловых или научных целях (ст. 50 — 51, 56). Комиссии надлежало разработать подробные правила для занятия и эксплуатации шпицбергенских участков (ст. 55, 58).
В четырёх коротких статьях 10-й главы намечались основы будущего рабочего законодательства (оговаривалась процедура подписания трудового договора, случаи болезни или травмы на предприятиях, запрещалось распространение спиртного среди рабочих). Правило охоты и промыслов излагались в 65-й статье. Финансовые расходы на организацию системы правопорядка покрывались за счёт налогов, штрафов и других сборов, причём предварительный взнос и недостающие средства норвежское, российское и шведское правительства обязывались вносить в равных долях (ст. 67—71). Спорные вопросы, не подлежавшие решению путём дипломатических переговоров, передавались третейскому суду, учреждённому Гаагской конвенцией 1899 г. (ст. 72). Предварительные правила относительно ранее занятых участков были сформулированы в 14-й главе общего проекта конвенции. В заключении указывалось, что первое вручение ратификационных грамот, а также обращения с заявлениями государств относительно отказа от соглашения или присоединения к нему должны были произойти в Христиании (ст. 74 — 76). Срок действия конвенция определялся в 18 лет с момента ратификации.
А.Н. Крупенский отметил, что в Норвегии были разочарованы результатами конференции трёх северных держав. С одной стороны, по мнению посланника, норвежцы были обязаны русскому посредничеству и сглаживанию шведско-норвежских трений, с другой, они надеялись на полную поддержку России в своём проекте. А.Н. Крупенский считал неразумными требования от российской стороны отказа «от своих вековых традиций» и объяснял подобное поведение норвежского МИД боязнью Ю. Иргенса «недовольства националистически настроенного стортинга».
Общий проект конвенции был встречен заинтересованными державами прохладно. Подобная редакция не удовлетворяла экономическим интересам граждан США и не могла разрешить норвежско-американские противоречия относительно земельных участков на островах. В Берлине, в частности, воспротивились тому, чтобы германские граждане отвечали перед Шпицбергенским судом, где не были представлены немцы. Организация судебной власти на архипелаге вызвала возражения и в Лондоне. Датскому правительству показалось некорректным упоминание в преамбуле только трёх государств в качестве первооткрывателей Шпицбергена. Франция, Бельгия и Нидерланды уклонились от официальных ответов. В целом, наиболее серьёзные и далеко идущие возражения проект встретил со стороны США и Германии.
Несмотря на очевидную необходимость созыва новой конференции, переговоры откладывались по разным причинам. Согласно донесениям А.Н. Крупенского, главным препятствием являлись американский контрпроект, негативный ответ Берлина и пассивность Лондона. Перед норвежским руководством стояла непростая дипломатическая задача избежать очередных недоразумений с российским МИД, своевременно предупредив его о результатах поиска правительствами Христиании, Стокгольма и Вашингтона компромиссного решения в рабочем вопросе. В марте 1911 г. российская сторона выразила желание более тесного сотрудничества с другими заинтересованными государствами, т.е. с присутствием их представителей (la grande conference déguisée — «замаскированная большая конференция»).
<< Предыдущая страница [1] ... [42] [43] [44] [45] [46][ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] ... [58] Следующая страница >>