Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.С. Касиян. «Россия и Норвегия, 1905—1914 гг.: становление дипломатических отношений»

В XXI веке на фоне процессов глобализации и регионализации, а также в связи с изменением внутриполитической ситуации, прежде всего в России, и трансформацией системы международных отношений российско-норвежское соседство приобрело новые грани, но географический фактор (общая граница на Крайнем Севере) по-прежнему остаётся определяющим в развитии двусторонних отношений.

В начале XX века для малого североевропейского государства, не располагавшего богатыми людскими или природными ресурсами, основной задачей внешней политики являлось, с одной стороны, обеспечение безопасности государственных границ за счёт строгого нейтралитета в комбинациях великих держав и международных гарантий территориальной неприкосновенности, а с другой — расширение экономических границ посредством активного научного и хозяйственного освоения Севера и Арктики при сохранении дружеских отношений с восточным соседом. С точки зрения норвежского правительства северное направление внешней политики Норвегии являлось перспективным и потому приоритетным.

Правительство Российской империи, располагавшей обширными территориями и разнородным многомиллионным населением, вплоть до начала XX в. не уделяло должного внимания своим северным рубежам. Несмотря на то, что исключительное экономическое и внешнеполитическое значение Крайнего Севера для будущего Империи осознавалось отдельными представителями промышленных, военных, научных и правительственных кругов России с 1870-х гг. XIX в., только неудачная политика российского правительства на Дальнем Востоке и угроза мировой войны превратили относившийся к Архангельской губернии Мурман из заброшенной окраины в стратегически важный регион с прямым выходом в Мировой океан. В орбиту российских государственных интересов попал и один из архипелагов на Северном морском пути, Шпицберген, где со средневековья пересекались интересы российских и норвежских подданных, имевших длительный опыт непосредственных контактов.

Характеризуя российско-норвежские отношения на сухопутной и морской границах, мы выделили три уровня взаимодействия, локальный, региональный и центральный, в свете которых нами были рассмотрены четыре проблемы: последствия разграничения 1826 г., норвежская колонизация Мурмана, торгово-экономические связи на Севере и незаконный промысел норвежцев в русских территориальных водах. В России в связи с географической удалённостью региона от центра и отсутствием постоянной надёжной коммуникации этими проблемами фактически занимались архангельские власти, которые иногда, как в случае с иностранными колонистами, проводили собственную политику, отличную от директив Петербурга. Со второй половины XIX в. население и власти пограничного с Россией региона Норвегии влияли на решения центральных властей через стортинг. Во многом благодаря этому влиянию после 1905 г. норвежское внешнеполитическое руководство проводило активную и вполне созвучную интересам своего северного населения политику по укреплению сухопутных и расширению морских границ.

Решение российской и шведской дипломатии 1826 г. явилось двусторонним компромиссом, удовлетворявшим прежде всего государственным интересам, но не устраивавшим на локальном и региональном уровнях ни норвежскую, ни российскую сторону. Именно местные власти решали проблемы, возникшие в связи с нежеланием коренного населения менять привычный уклад жизни и приспосабливаться к очертанию «неестественной» государственной границы. Тем не менее, вопрос об её изменении на дипломатическом уровне не поднимался. Исключительно позитивную роль сыграли в процессе складывания российско-норвежских дипломатических отношений традиционные торгово-экономические связи на Севере (поморская торговля). Добрососедские торговые контакты на локальном уровне придали экономический характер и двусторонним отношениям на уровне центра.

Наибольший резонанс в российско-норвежских отношениях в рассматриваемый период получила проблема норвежского браконьерства в русских территориальных водах у берегов Мурмана. Её болезненность объяснялась, во-первых, отсутствием в международном праве общего для всех государств определения понятия «территориальные воды», во-вторых, неэффективностью существовавшего механизма охраны российских морских рубежей от иностранцев, в частности, от экспансии на северо-западе норвежских рыбаков, фактически олицетворявших своей активностью интересы молодого норвежского государства.

В целом, несмотря на имевшие место разногласия на локальном и региональном уровнях в связи с распределением северных природных ресурсов, необходимо отметить, что все вопросы решались путём компромисса между центральными властями или с помощью самостоятельных инициатив местных властей. Ни одно из российско-норвежских столкновений в регионе не переросло в серьёзный дипломатический конфликт. Традиционное восприятие друг друга как торговых партнёров, а не конкурентов, сглаживало острые углы отношений России и Норвегии, создавая тем самым благоприятную основу для формирования российско-норвежских дипломатических отношений.

Помимо локально-регионального компонента на развитие этих отношений в 1905—1914 гг. влияла и внешнеполитическая ситуация в целом, и позиции отдельных государств (Швеции, Великобритании и Германии), в частности. Так, в интересах британской дипломатии была смоделирована идея «русской угрозы» норвежцам с севера, что небезуспешно использовалось шведами на рубеже XIX—XX вв. для запугивания норвежцев и сохранения унии. Помимо классической формы «русской угрозы» (стремление России захватить незамерзающие гавани в Северной Норвегии), существовали и такие её разновидности как «финская опасность» (экспансия выходцев Великого Княжества Финляндского в Северную Норвегию) и «революционная угроза» (издание антимонархической литературы русскими социалистами в северонорвежских городах). И хотя ни та, ни другая не имели отношения к деятельности российского правительства, в совокупности с чрезвычайно популярной идеей о возможности нападения России с севера, они поддерживали в норвежском обществе смутный страх перед восточным соседом и заставляли правительство Норвегии уделять особое внимание обороноспособности государства на северных рубежах.

<< Предыдущая страница   [1] ... [45] [46] [47] [48] [49][ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] ...  [58]   Следующая страница >>