Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Проведенный нами анализ образа жизни норвежской крестьянской семьи XIX в. как воспитательной среды позволил выделить ряд его специфических черт, которые заключались в следующем:

1. Семья имела прочный, устойчивый характер. В связи с традицией единонаследия большинство норвежцев вступали в брак один раз — брак считался экономически выгодным сотрудничеством мужчины и женщины, его последствия тщательно прогнозировались. Традиции сохранения малой семьи и позднего вступления в брак способствовали тому, что семьи по своему составу были немногочисленны, среднее число проживающих в одной семье составляло 5,7 человек.

2. Отец являлся распорядителем имущества и организатором хозяйственной деятельности. По закону жена и дети, как в личном, так и в имущественном отношении находились в подчиненном положении. Однако внутренний уклад семьи определялся принципом равенства и сотрудничества. Для семьи было характерно сохранение хороших связей с общинниками, традиции взаимопомощи.

3. Норвежская семья представляла собой коллектив, достаточно замкнутый и экономически независимый; его функционирование зависело от четкого распределения трудовых ролей, обеспечивавших слаженный хозяйственный ритм. Долгое отсутствие мужчин в море на промыслах рыбы, в лесу на охоте или лесозаготовках, а нередко и их гибель заставляли норвежскую женщину управлять хозяйством, сочетать, как мужские, так и женские функции, заниматься воспитанием детей.

4. Быт норвежской крестьянской семьи характеризовался рациональностью, непритязательностью и скромностью.

5. Внутренний уклад норвежской крестьянской семьи формировал у ребенка начальные привычки, которые впоследствии в значительной мере определяли его поведение. В условиях существующей в Норвегии XIX в. традиции единонаследия воспитание детей становилось особенно целенаправленным для семьи, так как условием ее процветания являлись достойные наследники, умеющие хорошо работать и приумножать состояние семьи. Эту цель выполняли образовательно-воспитательные традиции семьи, основополагающими идеями которых являлись идеи о ценности труда; о ценности знаний; о ценности человека, в том числе другой национальности; о ценности физической подготовки; о нравственных ценностях (честность, любовь к Родине, гостеприимство и щедрость, помощь ближнему, использование соответствующих правил этикета, почитание старших); о ценности семьи; об уважении к женщине.

Итак, мы пришли к выводу, что образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века был особой воспитательной средой, в которой из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались образовательно-воспитательные традиции.

§ 1.3. Характеристика общественного и семейного положения крестьянской женщины в Норвегии XIX века

Целью данного параграфа является характеристика общественного и семейного положения женщины в Норвегии XIX в., ее роли в системе традиционного хозяйственно-бытового уклада, имущественного и правового положения. Для нашего исследования важно было раскрыть социальные роли, которые женщина играла в каждый конкретный период жизни: дочь, невеста, жена, мать, хозяйка, вдова.

В числе работ, частично посвященных теме общественного и семейного положения крестьянской женщины в Норвегии XIX века (положение женщины-норвежки в семье и обществе не являлось отдельным предметом изучения, как и европейских женщин, в целом), наибольший интерес для нашего исследования представили труды Н. Брингеуса, Х. Брунборга, Е. Водовозовой, Д. Гонт, И. Гронсет, М. Гуллештадт, М. Дрейка, В.А. Закса, Е.Я. Кулаковой-Грот, Д. Лейрфола, П. Марккола, С. Меч, И.Н. Минз, Л. Нюстрём, Б. Селанд, Л.Ф. Согштадт и О. Одегарда, Э. Сундта, М.И. Уизнер, И. Флойштадт, Л. Хагберга, И. Хаммар.

По мнению многих исследователей «истории женщин» (45; 159; 170; 180; 249; 253; 278; 279), науки, возникшей на стыке 60х — 70х годов XX века и сначала выделившейся как подпредмет социальной истории, такие вопросы как беременность, материнство, личные и семейные дела, развод находили только косвенное освещение в литературе. По своему статусу женщина всегда была на втором месте. Знания о женщинах вытекали из мужских познаний таких категорий как социальный класс, географическое положение, сельская или городская местность, но такие категории как семейное положение, жизненный цикл, экономическая роль, грамотность, религия, культура, здоровье, количество детей вообще не брались в расчет. О статусе женщин писали с неохотой, четкого разграничения между типами женщин не проводилось, как и между источниками, по которым можно было бы узнать о правовом статусе женщин или роли вдов в ведении хозяйств. Общие утверждения о статусе женщин, положительные или отрицательные, в массе своей носили неопределенный характер.

Однако проведенный нами анализ научной литературы по теме исследования показал, что общественное и семейное положение женщины в Норвегии XIX в., ее роль в системе традиционного хозяйственно-бытового уклада, имущественное и правовое положение выделялось своеобразием и имело ряд особенностей. По мнению И.Н. Минз, автора статьи «Скандинавские женщины», превалирование эгалитарной идеологии и меньшего, чем в других европейских странах, деления скандинавского общества на женское и мужское сказывалось на повышенном статусе скандинавских женщин (235).

Особого рассмотрения, по нашему мнению, требует исторически сложившееся к XIX веку в Норвегии отношение к роли женщины, как в обществе, так и в семье. Утверждение, что ни одно изменение в историческом развитии не могло не затронуть жизнь женщин и сказывалось на них несколько иначе, чем на жизни мужчин того же класса или социальной группы (279, С. 2), особенно справедливо и применительно к условиям исторической практики Норвегии. Еще древнескандинавским обществом, хотя и патриархальным, женщинам отводилась активная и значительная роль. В самых первых литературных произведениях, таких как «Эдда» и «Круг Земной» женщины ценятся за силу и независимость. В знаменитом произведении XIII века «Круг Земной» Снорри Стурлусон описывал женщин, которые знали силу власти, были не только красивы, но и умны, в государственных делах к их советам прислушивались, им следовали, а в хитрости и умении составлять жестокий план нападения они не уступали мужчинам. Из-за тяжелых условий жизни и сурового климата мужчинам и женщинам приходилось объединяться и прилагать равные усилия, чтобы выжить. Очевидно, уже в этот период, а именно в эпоху викингов, начинает зарождаться эгалитарное (равноправное) общество. Однако на этом этапе существования скандинавское общество было сильно дифференцированно. Только мужчины отправлялись в набеги. Их успешные походы и подвиги обеспечивали им на родине не только социальное признание и денежное вознаграждение, но и политическое влияние. Во время долгого отсутствия мужчин, которое могло длиться месяцами и годами, женщины оставались хозяйками дома, фермы и наслаждались свободой и властью. Поэтому по возвращении мужчин женщины с неохотой передавали эту власть. По окончании эпохи викингов положение норвежских женщин заметно ухудшилось, однако, по сравнению с другими европейскими женщинами, они сохранили значительную власть и влияние. В норвежском обществе, где отсутствовали необходимые условия для поддержания феодальной экономики, крестьяне никогда не испытывали такого гнета, как повсеместно в Европе. В Норвегии маленькая независимая семейная ферма составляла основу экономики, способствуя сохранению равноправных отношений между полами. Что касается сферы внутрисемейных отношений и сферы социального общения, то здесь за формальным полноправием женщины скрывалась ее значительная зависимость от главы семьи. В эпоху раннего средневековья девушку выдавали замуж в возрасте 12—15 лет. В этом возрасте она уже могла вести хозяйство. Свадьба согласовывалась между семьями и рассматривалась как альянс между двумя семьями с взаимной помощью и защитой. Сама девушка не имела возможности что-либо сказать. В.А. Закс в работе «Социальные отношения и право в Норвегии раннего средневековья» отмечал: «В XI—XIII вв. специфика отношений между супругами заключалась в том, что в результате брачного договора между мужчиной и родственниками невесты женщина переходила под мундиум мужа, приобретала его статус и передавала свое имущество под его управление. Этим фактом определялась известная двойственность положения женщины в норвежской семье. Ее равенство с супругом распространялось только на область внутрисемейных отношений... Полную социальную самостоятельность средневековые норвежцы обретали по достижении 15-летнего возраста. Тем не менее, совершеннолетние девушки продолжали оставаться под мундиумом своих родственников вплоть до замужества». Согласно В.А. Заксу положение «самостоятельных женщин», которые являлись главами индивидуальных семей несколько отличалось, но «несмотря на некоторое расширение их прав, связанное с реальным обладанием имуществом, родственники все же сохраняли значительный контроль за их деятельностью» (46). Средневековые законы носили ярко выраженный патриархальный характер. Законы о наследстве были крайне невыгодно составлены для дочерей. По закону девушка имела право только на половину наследства брата, хотя часто родители по своей воле делили наследство поровну. В средневековье, по данным Е. Сундта (267, С. 151), мужчина продолжал «покупать» женщину. Обычно ее отец и брат договаривались с женихом и его семьей, о том, какое приданое должна иметь невеста и сколько денег и вещей даст жених в обмен на девушку. Однако приданое, как и плата жениха за нее считались собственностью жены, ее долей в имуществе. Эта собственность давала женщине определенную независимость. Если они хорошо жили вместе, то эта собственность считалась общей. Если муж грубо обращался с женой, она имела право развестись с ним, забрать свое имущество и жить отдельно. Таким образом, это был своего рода брачный контракт. Распространение христианства в Норвегии Э. Сундт рассматривал как поворотный момент в истории женщин. Великим достижением христианства он считал, то, что женщина получила не только право наследования, но и возможность вступать в брак по любви. Поэтому брак стал более долговременным союзом, хотя в среде норвежского крестьянства продолжал оставаться экономической сделкой между семьями. В XVII веке все еще было распространено брачное соглашение между родителями невесты и жениха, где во время сватовства обеими строронами обговаривалось приданое невесты и сумма денег, которую должна была выплатить сторона жениха.

<< Предыдущая страница   [1] ... [11] [12] [13] [14] [15][ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] ...  [54]   Следующая страница >>