Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Таким образом, семейное воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века представляло собой органическое сочетание повседневного воздействия на ребенка целостного образа жизни и целенаправленного влияния взрослых, желающих сформировать его по определенной модели.

Глава 2. Практика женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века

Целью второй главы исследования является изучение практики женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века. Вторая глава решает следующие поставленные нами задачи: выявить характерные черты этнопедагогического идеала норвежской женщины; проанализировать материнские функции норвежской крестьянской женщины на основе обрядов и обычаев, связанных с рождением и первыми годами жизни ребенка; охарактеризовать подготовку девушек к семейной жизни как цель женского воспитания; изучить особенности трудового воспитания девочки — девушки — женщины в норвежской крестьянской семье; раскрыть основные средства нравственного воспитания.

В результате проведенного исследования мы разработали учебные программы спецкурсов «Норвежская семейная педагогика XVIII—XIX веков» (программа рассчитана на 14 аудиторных часов), «Женское воспитание в семье на примере стран Баренц-региона: история и современность» (программа рассчитана на 34 аудиторных часа). Программы представлены в приложениях № 1 и № 2.

§ 2.1. Этнопедагогический идеал норвежской женщины

Многовековой традиционной культурой воспитания является народная педагогика — совокупность эмпирических сведений о воспитании подрастающего поколения (устное педагогическое творчество народа). Поэтому, рассматривая народную педагогику норвежского народа, имело смысл обратиться к произведениям устного народного творчества, так как через произведения устного народного творчества осуществлялось социальное наследование исконных традиций, ценностных ориентаций, закладывалось стереотипное поведение, шло формирование образа «совершенной личности». «Мало в какой другой из западноевропейских стран, — отмечал А.С. Кан, — устное народное творчество, как оно дошло до нас, отличалось таким разнообразием и богатством содержания. Мало в какой другой стране из западноевропейских стран устная традиция столь долго продолжала сохранять господствующее положение не только среди трудящихся масс, но и среди высших слоев общества» (50).

Не подлежит сомнению тот факт, что традиции устного народного творчества служили источником и базовыми установками воспитания, в том числе и женского, в Норвегии XIX века. «В женщинах-норвежках живут древние традиции и главную их гордость составляют передача из поколения в поколение преданий о морских королях и отважных викингах» — отмечал А.Ф. Швейгер-Лерхенфельд (146, С. 561). В русле этой идеи возникала необходимость при исследовании педагогических ценностей устного творчества норвежского народа рассмотреть и выявить те черты и особенности женских персонажей, которые способствовали воспитанию и развитию ребенка женского пола в народном духе, что и явилось задачей данного параграфа.

Анализ научной литературы (182; 194; 247; 248; 255) показал, что на протяжении веков при отсутствии письменности важнейшей и почти единственной формой духовной жизни народа, средством просвещения и воспитания детей являлся народный эпос XI—XIII вв. «Эдда». В нем накоплен и систематизирован этнопедагогический опыт норвежского народа. Герои и героини народного эпоса способны перенести лишения и невзгоды, идти на любые испытания, защищая честь и достоинство человека, счастье и свободу народа. По свидетельству Р.Г. Поппервелла, они «наделены всеми качествами, которые скандинавы ценят превыше всего: свобода, смелость, способность вершить великие дела, которые прославят их и сделают бессмертными в памяти людей» (252). «Эдда», — отмечал А.Я. Гуревич, — это поэма, в которой оживает весь мир, населенный людьми — христианами и язычниками, мир, где матери кормят детей, а дети зовут мать, где плывут корабли и блестят щиты, люди зажигают огонь и сеют зерно, и повсюду, где светит солнце, небо круглится, воды текут в море, падает снег, растут сосны и летит сокол...» (35).

Эддический эпос состоит из «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды». «Старшая Эдда» — поэтический сборник, куда вошли древние песни о богах и героях. Большая часть песен сохранилась благодаря устной традиции. Некоторые из песен сохранились (частично или целиком) в рукописях, которые датируются второй половиной XIII века (примерно 1270 годом). Происхождение и время написания многих песен до сих пор вызывают споры. «Младшая Эдда» — это также произведение XIII века, однако, его составитель и цель написания нам известны. Составил сборник, тем самым систематизировав наследие предков, в 1222—1225 годах иссландский историк, антиквар и политик Снорри Стурлусон (1178—1241). В произведение вошли мифы — песни о богах, эпические песни о героях, поэзия скальдов — стихотворцев, бывших одновременно воинами, мореплавателями и пр., где славились подвиги викингов, а также саги, объединенные в сборнике «Круг Земной».

Следует отметить, что характерной чертой народного эпоса «Эдда» является высокая оценка женщины и интерес к ней. Поэтому наше исследование строилось на основе анализа женских образов, представленных в эпосе, что позволило выявить характерные черты этнопедагогического идеала норвежской женщины. Весь педагогический потенциал этого идеала оказывал влияние на процесс историко-культурного формирования личности ребенка. «Каждый народ, — отмечал К.Д. Ушинский, — имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях...Всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию. Он украшает этого идеального человека всеми лучшими качествами души своей... Каков бы ни был этот идеал, он всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, — выражает народную совесть» (135, С. 122—123).

<< Предыдущая страница   [1] ... [17] [18] [19] [20] [21][ 22 ] [23] [24] [25] [26] [27] [28] ...  [54]   Следующая страница >>