Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Изображение трагической страсти и любви, которая сильнее смерти, занимает большое место в эддическом эпосе. Большое чувство — отнюдь не источник жизненного счастья, оно ведет к трагическим коллизиям и роковым исходам. Образы сильных и активных женщин характерны для многих песен, однако особенно ярко показаны в «Сказании о Вольсунгах» (119). Главными героинями перед нами предстают Брунхильд и Гудрун. Автор отказывает своим героиням в житейском благополучии. Едва ли не главным способом постижения характеров героинь становится показ их в разных эмоциональных состояниях. Судьба обеих женщин трагична. Валькирия Брунхильд мечтает отправиться к людям и дает клятву богам выйти замуж только за того мужчину, которому не ведомо чувство страха. Чтобы она не состарилась, дожидаясь своего избранника, Один уколол ее шипом терновника, и она заснула. В таком виде воина в высоком золоченом шлеме, броне и кольчуге ее находит в шатре Сигурд. Однако судьбой они не были предназначены друг другу. В своем путешествии он знакомится с Гудрун, дочерью короля. Мать Гудрун напоила Сигурда колдовским медом и он, забыв Брунхильд, женился на Гудрун. Гуннар — брат Гудрун женился на Брунхильд. Когда Сигурд вспомнил ее, Брунхильд не может простить его измены. Обманом она настраивает мужа против него, просит убить Сигурда, человека, которого любит, но обрекает на смерть. Любовь Брунхильд бесконечно глубока и самозабвенна. В Брунхильд просматривается сильная личность — женщины, подчиняющей своей воле всех и вся. Но она бессильна перед судьбой, перед обстоятельствами: она не может их преодолеть, и видимо, смириться не в состоянии. Для Брунхильд реален и закономерен один исход — смерть. У трупа Сигурда она обещает следовать за ним, чтобы встретиться в Валгалле. Схватив меч, она вонзает его себе в сердце. Мотив встречи с мертвым женихом или мужем отражает древний обычай жены следовать в могилу за мужем. Таким образом, мстя за обман, в который она была введена, Брунхильд добивается гибели любимого ею Сигурда и умерщвляет себя, не желая жить после его смерти — «...не слабой была жена, если заживо в могилу идет за мужем чужим...» (61).

Горюет и Гудрун, однако она не следует вслед за мужем на костер. Здесь Гудрун предстает перед нами глубокой и искренней женщиной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Ее горе проявляется в причитаниях. Традиционным для причитаний является описание реакции жены при виде трупа. Гудрун «великое горе разрывает грудь». Вдова не понимает, как она еще жива, мечтает о смерти: Гудрун, сидя над телом Сигурда, говорит о том, что благом было бы, если б ее разорвали волки, если б она сгорела, как береза (75, С. 325). Описание несчастья в причитаниях Гудрун дается на контрастном фоне благополучной жизни в молодости до замужества: «Была я девой из дев (счастливейшей) — мать меня вскормила...» или «Довольна я была жизнью и владением отца пять зим только, пока был жив отец...» или «Юной жила я свободно без принуждения в полном достатке-богатстве в доме брата. Не хотела я выходить замуж...» (75, С. 321). Гудрун сетует на свою судьбу, положение вдовы, одиночество и беспомощность. Свою несчастливую судьбу она связывает с завистью окружающих, которые не вытерпели ее счастья и благополучия. Свой гнев и проклятия она обрушивает на виновников смерти, своих братьев. Сюжет интересен тем, что Гудрун охвачена жаждой мести: но мстит она не братьям — виновникам гибели Сигурда, а своему второму мужу, Атли, брату Брунхильд, за которого выходит замуж, чтобы спасти своих братьев от его мести, но который все же их убивает; в этом случае родственный долг действует безотказно. Не менее значимо для понимания характера Гудрун ее нежелание подчиниться требованиям мужа. Своеволие и независимость — чрезвычайно существенные черты ее характера и поведения. Она, не раздумывая, хватается за меч и вступает в бой, пытаясь защитить братьев. Жертвой ее мести падают, прежде всего, ее с Атли сыновья, кровавое мясо которых Гудрун подает Атли в качестве угощения, после этого она умерщвляет мужа. Эти чудовищные поступки, тем не менее, имеют определенную логику: они не означают, что Гудрун была лишена чувства материнства. Но дети ее от Атли не были членами ее рода, они входили в род Атли; не принадлежал к ее роду и Сигурд. Поэтому Гудрун должна мстить Атли за гибель братьев, своих ближайших сородичей.

На особое положение женщины в норвежском обществе раннего средневековья обратил внимание А.Я. Гуревич, исследовавший на анализе «Эдды» терминологию в названиях женщин. "Жена", "молодая" и "супруга" — названия замужних женщин. "Вдовою" зовется та, у которой муж умер от болезни. Всякая зовется сперва "девушкой", а когда состарится, — "старухою". Женщин зовут "соперницами", если у них один муж. Жена сына зовется "снохою". "Свекровью" называют мать мужа. Зовется женщина и "матерью", "бабкой" и, в — третьих, "прабабкой". Мать называется и "родительницей". Зовется женщина и "дочерью", "дитятею" и "чадом". Зовется женщина и "сестрою", "девою", "девицей". Женщину зовут тоже "возлюбленной", "другом" и "подругою своего мужа" (35).

Мифологическая социология скандинавского общества отражена в одной из песен цикла «Старшей Эдды» — в «Песне о Риге» (35). Перед нами легенда, призванная объяснять генезис трех социальных слоев: рабов, крестьян и знати. Представители каждого разряда во всем отличаются от лиц, составляющих другие два разряда, начиная с внешности. Ярл — воплощение красоты и благородства, Карл выглядит бравым, но, по сравнению с Ярлом, — простоватым, Раб же — само уродство. Жен они себе выбирают соответствующих. Поэтому приведенную легенду можно рассматривать с самых разных сторон — философской, художественной, исторической, социальной и т.д. Для нас же она представляет интерес с педагогической точки зрения. Общественное мнение строго охраняло нравственный облик женщины. Так уважаемую женщину-крестьянку, дружно трудившуюся рядом со своим мужем «Свободным крестьянином», «Молодцем», «Человеком», «Ремесленником», «Мужчиной», «Земледельцем» называли «Говорливая», «Невестка», «Гордая», «Надменная», «Жена», «Женщина», «Стыдливая», «Энергичная», «Хозяйка» и т.п. Женщину безукоризненного поведения, жену родовитого человека звали «Умелая», «Умница», а нерадивая женщина, жена «Лентяя», «Пня», «Толстопузого», «Бездельника» звалась «Обрубок», «Толстоикрая», «Грязноносая», «Крикунья», «Оборванка», «Журавлиные ноги» и т.п.

<< Предыдущая страница   [1] ... [19] [20] [21] [22] [23][ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] ...  [54]   Следующая страница >>