Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Таким образом, эта сага уникальна тем, что в ней повествуется трагическая история неосуществившейся любви с женской точки зрения, в женском восприятии и трактовке. Такой подход для саги как традиционной истории с междоусобной и наследственной враждой достаточно необычен. В Laxdale саге женские персонажи привлекают интерес читателя и вызывают его восхищение, так как отличаются своими характерами, поступками и судьбами. Унр не только отводится роль первой женщины-поселенки Исландии, но и показывается ее способность, несмотря на то, что она женщина, собрать нужных людей, организовать строительство корабля, принимать решения на месте прибытия, тем самым нести ответственность за жизни людей. Как Унр, так и Гудрун — это сильные и властные женщины. Мы знакомимся с решительными действиями Унр, Гудрун и других женщин, которые, каждая по-своему, украшают это произведение. Так, например, женщина по имени Вигдис пренебрегает мужем, чтобы спрятать своего родственника, у которого неприятности из-за убийства человека. Иорунн мирит своего мужа и его сводного брата в ссоре из-за наследства. Мелкорка выходит замуж за богатого соседа, чтобы он помог ее сыну встать на ноги. Бывшая жена Тордра сильно ранит его своим мечом и тем самым мстит за его развод с ней. А Туридр мстит своему первому мужу за то, что он бросил ее с годовалой дочерью, делая пробоину в его корабле. Сестра Кьяртана убеждает его жениться на Хрефне, с которой он действительно был очень счастлив. Гудрун убеждает Торгильса Холлюсона помочь ее сыновьям отомсить за смерть отца, давая ему ложное обещание выйти за него замуж. Когда же ее просьба была выполнена, она выходит замуж за другого мужчину и сама оплачивает их свадьбу. Конечно, эти женщины играют ограниченную роль в обществе и поэтому Laxdale прежде всего классическая сага со своими стандартными элементами, присущими сагам середины XIII века. Но преобладание сильных женских характеров, наличие ярко выраженных женских чаяний и желаний и их исполнение с чисто женским подходом, как, например, то, что рабыня стала принцессой, а многие жены преуспевают лучше своих мужей и т.п. сделали это произведение наиболее популярным в кругу женщин. Как мы видим, в героическом мире древних родовых саг главные женские персонажи — живые люди, наделенные и человеческими добродетелями и человеческими слабостями, это женщины, совершающие естественные человеческие поступки и говорящие естественным человеческим языком.

Все многообразие настроений и обликов главных героинь «Эдды» и «Круга Земного» не дробит цельности впечатления. Их внешние проявления характера сливаются в представление об органическом женском образе, самое естество которого многогранно и прихотливо сложно в своей основе. Героинь роднит внутренняя сложность характеров и устремлений. Наиболее яркое свойство их натуры — внутренняя противоречивость, дух свободы и независимости. Сознание своей правоты и безупречности дается ценой отречения от любви и счастья. Следует также отметить и тот факт, что в текстах проглядывают штрихи, снижающие романтический облик героинь, зато придающих им жизненную сложность и достоверность: это женитьба по расчету, холодность, граничащая с безразличием к детям, эгоизм, наконец, как торжество несвободы — невозможность быть с любимым. Но все они обладают прямым, целеустремленным характером, а их чувства и поведение отличаются цельностью. Глубинная прелесть героинь кроется в их непосредственных откликах на все проявления жизни. Они созданы, чтобы повелевать и подчиняться, радоваться и страдать. Они отличаются внутренней одаренностью, силой и яркостью характеров, духовной раскрепощенностью.

В качестве заключения следует отметить, что: 1. Содержательная наполненность женских образов позволила нам по-новому взглянуть на роль, отведенную женщине в эддическом эпосе, а именно осмыслить воспитательный потенциал этих образов, который призван оказывать влияние на процесс воспитания последующих поколений женщин. Следует констатировать, что содержательная наполненность женских образов несла нравственную нагрузку, формировала духовный мир, жизненную позицию, взгляды, убеждения, развивали у ребенка особое отношение к женщине.

2. Проведенный нами анализ женских образов позволил выявить характерные черты этнопедагогического идеала женщины, к которым мы относим: чистоту души, понятие чести, чувство свободы и независимости, мужественность и бесстрашие, высокое чувство справедливости и ответственности, способность к самопожертвованию ради мужа и семьи, к защите семейного очага и семейных традиций, трудолюбие и изобретательность.

3. Созданный народом этнопедагогический идеал женщины способствовал формированию у девочек-девушек образцов поведения, норм человеческих взаимоотношений, понятий, представлений о себе, рядом живущих, добре и зле, сохранению основных общечеловеческих ценностей, таких как Родина, Человек, Труд, Любовь, Семья. Таким образом, в эддическом эпосе отражены основные задачи норвежской народной педагогики — воспитание гуманизма, патриотизма, чистоты души и трудолюбия.

§ 2.2. Подготовка девушек к семейной жизни как цель женского воспитания

Целью данного параграфа является анализ и интерпретация образа жизни норвежской девушки до вступления в брак: ее ориентация на создание семьи, как важнейшее и непременное условие жизни, традиционные нормы поведения, диктуемые норвежским обществом XIX в., процедура сватовства, семейные обычаи, касающиеся порядка и условий заключения брака.

Наибольший интерес в рамках данного исследования вызвали работы Г.И. Анохина, С. Арнхольм, М. Бейкер, Н.П. Верховского, Е. Водовозовой, К. Вистед, Д. Гонта, И. Гронсет, А. Елисеева, А.-Л. Кристенсен, Г. Кублицкого, Е.

Я. Кулаковой-Грот, К. Ларсен, Д. Лейрфола, С. Меч, Л. Нюстрём, С. Русовой, М. Слепцовой, Дж. С. Стюарт, Э. Сундта, А.Ф. Швейгер-Лерхенфельда, Э. Шортера, Х. Штигум, С.Н. Шульгина, А. Энгельмейера. Анализ литературы показал, что в воспитании молодой девушки в Норвегии XIX в. ведущей целью была подготовка к будущей семейной жизни на основе народных семейных традиций, обычаев и обрядов. Положение молодой девушки в кругу семьи, в своей половозрастной группе и в общине довольно четко определяли нормы семейно-свадебной обрядности. Свадьба являлась переходным периодом в жизни девушки. Вся ее добрачная жизнь определялась этим предстоящим событием. Основная подготовка к семейной жизни заключалась в формировании у молодой девушки хозяйственно-бытовых умений и навыков, потребности в рождении и воспитании детей и соблюдении морально-этических норм поведения.

<< Предыдущая страница   [1] ... [22] [23] [24] [25] [26][ 27 ] [28] [29] [30] [31] [32] [33] ...  [54]   Следующая страница >>