Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Содержание

Введение

Глава 1. Социокультурная и этнопедагогическая характеристика образа жизни норвежской крестьянской семьи XIX века

  • 1.1. Социокультурная среда Норвегии как основа образа жизни крестьянской семьи XIX века
  • 1.2. Образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века как воспитательная среда
  • 1.3. Характеристика общественного и семейного положения крестьянской женщины в Норвегии XIX века

Глава 2. Практика женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века

  • 2.1. Этнопедагогический идеал норвежской женщины
  • 2.2. Подготовка девушек к семейной жизни как цель женского воспитания
  • 2.3. Материнские функции норвежской крестьянской женщины
  • 2.4. Особенности трудового воспитания девочки — девушки — женщины в норвежской крестьянской семье
  • 2.5. Основные средства нравственного воспитания

Заключение
Библиография
Приложения

Введение

Актуальность исследования. Современная образовательная ситуация определяется тем, что Россия, как и весь мир, живет в эпоху социально-экономических перемен. Этим объясняется идентичность проблем, решаемых в области образования разными государствами. Согласно Декларации стран-участников Баренц-региона, одной из его приоритетных задач является создание единого образовательного пространства. Тесное десятилетнее сотрудничество Архангельского Севера и Норвегии в рамках Баренц-региона объясняется исторически сложившимися устойчивыми отношениями, обусловленными близостью географического расположения, общностью среды, в условиях которой происходит развитие человека. История русско-норвежских связей выходит за рамки торговых и политических отношений. Она нашла отражение в межличностном, межкультурном взаимопонимании, солидарности и терпимости двух народов по отношению друг к другу, в общности семейных образовательно-воспитательных традиций. Как в поморской, так и в норвежской семье женщине-матери принадлежала ведущая роль в хозяйственной жизни семьи, в формировании ее внутреннего уклада, этикетных норм, в функционировании всего обрядового цикла (рождение, свадьба, похороны, религиозные и календарные праздники), в сохранении элементов материальной и духовной культуры. Как родительница и воспитательница она обладала высоким нравственным авторитетом. В данном контексте актуальным является'положение «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» о необходимости укрепления идеалов семьи, ее воспитательного потенциала, ведущей роли женщины-матери в воспитании подрастающего поколения.

Вместе с тем, анализ современной практики международного сотрудничества показал, что как русская, так и норвежская женщина выполняет разнообразные социальные роли, активно продвигается по карьере, участвует в женском движении. Данная ситуация способствует тому, что утрачигается естественное предназначение женщины быть матерью и хранительницей семейного очага, у современных девушек отсутствует ориентация на семью, и как следствие, фиксируется постоянный рост числа разводов. По статистическим данным до 80% заключенных браков расторгается в Архангельском Поморье, до 50% в Норвегии.

Обеспокоенность общества в сохранении основных функций женщины — быть матерью и женой — является одной из причин обращения к анализу историко-педагогического опыта женского воспитания в Норвегии. Накопленные норвежской народной педагогикой традиции женского семейного воспитания, духовно-нравственный потенциал материнской школы представляют собой неотъемлемую часть общемировой этнопедагогической культуры. Изучение традиций женского воспитания в норвежской семье способствует формированию толерантного самосознания, основанного на уважении собственных национальных традиций наряду с традициями других народов.

Акцентируя внимание на близости географического расположения Архангельского Севера и Норвегии, одинаковых климатических условиях, длительных торговых отношениях, мы проследили степень изученности историко-культурных связей двух стран. О своеобразии русско-норвежских отношений свидетельствовали исследователи XIX века А. Пошман, И. Пушкарев, В.А. Суслов и другие. Проблеме взаимопритяжения поморской и норвежской культур посвящена книга М.М. Пришвина «За волшеон'лм колобком. Из записок на Крайнем Севере и Норвегии» (1906—1907гг.). Записки М.М. Пришвина являются уникальным этнографическим источником, так как свидетельствуют о близости интересов двух народов не только в сфере «коммерческой деятельности», но и на традиционно-бытовом, народном воспитательном уровне. Поэтому этнографы фиксировали усвоение поморами стандартов норвежского образа жизни. Вместе с тем, норвежцев поражала неприхотливость русского человека, его приспособляемость к любым условиям жизни. Результатом региональных поморско-норвежских культурных связей стало появление в начале XIX века языкового феномена — руссенорска, возникшего в связи с обменной торговлей между норвежскими рыбаками и русскими поморами.

В настоящее время, как в Норвегии, так и на Архангельском Севере ведется большая научная работа по изучению общей истории двух стран во многих областях (Ю.Н. Беспятых, И. Брок, В.Н. Булатов, Т.С. Буторина, В.И. Голдчн, Р.А. Давыдов, Н.И. Колисниченко, А.А. Куратов, Ю. Кучепатов, И.Р. Луговская, С.Н. Мурашева, Э. Ниеми, Й.П. Нильсен, Е.И. Овсянкин, Р.В. Пересадило, А.О. Подоплекин, И.В. Приходько, А.В. Репневский, В.В. Тевлина, Н.М. Теребихин, Г.Г. Фруменков, С.О. Шаляпин и др.). Однако, несмотря на возросший в последнее время интерес к норвежской и поморской истории, проблемы женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века не являлись предметом специального изучения. Исследователи не ставили перед собой задачу раскрытия традиций женского воспитания и возможности использования в современных условиях положительного международного историко-педагогического опыта.

[ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] ...  [54]   Следующая страница >>