Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Анализ психологопедагогической литературы (Т.С. Буторина, Г.Н. Волков, A. Я. Коменский, А.К. Миноваров, И.Г. Песталоцци, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков и др.) показал, что а) дефиниции семейное воспитание и воспитание в семье рассматриваются как тождественные понятия; б) под семейным воспитанием (или воспитанием в семье) понимается органическое сочетание целенаправленного влияния (воздействия) взрослых членов семьи на ребенка, желающих сформировать его по определенной модели, и повседневного, непреднамеренного влияние на детей и подростков образа жизни, примера старших, их социального опыта (М.С. Стельмахович, В.И. Суханов, П.А. Храпаль, С.С. Щекина и др.). Опираясь на данное определение, мы пришли к авторскому пониманию термина женское воспитание, считая его тождественным термину воспитание женщины (девочки-девушки), сущностной характеристикой которого является совокупность непреднамеренного влияния образа жизни семьи и целенаправленного воздействия всей семейной группы на формирование девочки-девушки-женщины по определенной модели.

Анализ социокультурного и этнопедагогического образа жизни норвежской крестьянской семьи позволил выявить ряд общих и отличительных особенностей, обусловивших высокое общественное и семейное положение норвежской крестьянской женщины XIX в. и предопределивших специфику женского воспитания в норвежской крестьянской семье.

§ 1.1. Социокультурная среда Норвегии как основа образа жизни крестьянской семьи XIX века

Задачей данного параграфа является изучение конкретно-исторических особенностей формирования социокультурной среды Норвегии как основы образа жизни норвежской крестьянской семьи XIX века. Такой подход позволил нам проанализировать влияние природно-климатических, географических, социальных, экономических, исторических условий на формирование личности ребенка в норвежской крестьянской семье XIX века.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости учета социокультурных особенностей среды в образовании и воспитании. (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Т.С. Буторина, А.А. Велик, А. Дистервег, Т.В. Касимова, С.С. Щекина и др.) В контексте нашей проблемы мы рассматривали среду как совокупность культурных, социальных, природных компонентов, влияющих на формирование и функционирование человека в определенном регионе и как предметную обстановку развития личности (18, С. 9).

Королевство Норвегия простирается за Полярный круг до самой северной точки Европы — мыса Нордкап. Норвегия — северная страна, часть Европы. Она также является частью Скандинавии — культурного региона, включающего в себя помимо Норвегии такие страны как Швеция и Дания, иногда сюда относят Исландию, Финляндию и Фарерские острова. Берега Норвегии глубоко изрезаны узкими морскими заливами — фьордами. Они образуют естественные гавани, защищенные от моря цепями прибрежных островов (191, С. 476; 198, С. 38; 269). Анализ научной литературы (5; 38; 43; 44; 64; 80; 93; 95; 96; 102; 114, С. 438—448; 125; 136; 143; 201; 224; 244;246), содержащей характеристику географической среды Норвегии, показал, что по природно-климатическим условиям Норвегия располагается в зоне тундры, которая занимает более 70 % поверхности, 2/ 3 поверхности занимают Скандинавские горы. Особенности мягкого и влажного климата Норвегии обусловлены теплым морским течением Гольфстрим. Под его воздействием температура прибрежной зоны редко опускается ниже нуля даже в самые холодные зимние месяцы, в то время как в удалении от моря температура может опускаться до —35 градусов.

Фауна Норвегии небогата. Тем не менее, количество рыбы и морских животных было таково, (семга, палтус, треска, пикша, зубатка, сельдь, морж, нерпа, гренландский тюлень, кит, белуха), что позволяло организовывать их массовую добычу в различных областях Норвежского и Северного морей. В связи с чем, хозяйственная специфика жизни норвежцев была обусловлена развитием рыболовства и китобойного промысла, представлявших важнейший источник существования, значительная часть продуктов шла на экспорт. Однако следует отметить, что в XIX в. жители Норвегии занимались не только рыбной ловлей, но и разведением скота, рубкой леса, земледелием. По данным норвежской исследовательницы М. Гуллештадт малая часть населения была занята в промышленности, развитие индустриализации началось только в конце XIX века. Крестьяне в основном селились вдоль побережья Северного моря, и их хозяйство представляло собой соединение рыболовства, земледелия и домашнего ремесленного производства (198, С. 39). Анализ литературы (24, С. 22; 63, С. 178; 86, С. 65; 112, С. 138; 154, С. 99; 191, С. 476) показал, что земледелие в Норвегии было в большинстве случаев лишь второстепенным подспорьем крестьянскому хозяйству, так как земля была слишком малоурожайна и трудоемка в обработке. «Горы, скалы, ледники, потоки, водопады, множество заливов, — все мешает в этой стране земледелию. Чтобы обработать или расчистить небольшой клочок земли, норвежцам издавна приходилось бороться с большими препятствиями. Климат страны тоже немало затрудняет развитие земледелия»(24, С. 22). Д. Гонт и Л. Нюстрём отмечали, что, несмотря на то, что ферма исторически являлась ядром скандинавской семьи, людям приходилось искать другой способ существования, так как хорошей земли было мало, а леса слишком непроходимы. Несмотря на летние полярные дни, период роста растений был слишком короток (191, С. 476). Ежегодно в конце сентября по всему морскому побережью население занималось сборами к рыбной ловле, так как зимой многие виды рыб, в особенности треска, мигрируют из Баренцева моря к побережью метать икру. Сушеная треска являлась одной из важнейших статей экспорта в Европу. О промысловой системе хозяйства, умении пользоваться дарами моря сведения найдены нами у Г. Кублицкого, который писал: «Ловят они не только треску и сельдь, но и сайду, макрель, скумбрию, камбалу, тунца и другие рыбы, а также крабов и омаров. Ловят зимой и летом, на юге и на севере....Но большинство рыбаков, поработав путину на море, возвращаются затем на фермы или нанимаются на рубку леса. Норвежцы говорят, что рыба приходит метать икру к крыльцу их дома — другими словами, к самому норвежскому побережью. Когда это происходит, приморские поселки кажутся вымершими. На время рыбаками становятся все. Все ловят, все торгуют!» (63, С. 234). Таким образом, морские промыслы, которые давали реальный денежный доход, идущий на выплату налогов, покупку муки и другие расходы, играли ведущую роль в норвежском хозяйстве и были основой крестьянской экономики. Однако этот вид деятельности, по свидетельству О. Лёфгрен (232), не способствовал накоплению капитала, заработанные деньги сразу же расходовались. Поэтому традиционная экономическая адаптация населения тесно сочетала в себе две роли «рыбак-фермер» (208, С. 603). Такой род деятельности, по данным Свейнульф Хегштадт (206, С. 47), был распространен с XVII века до середины XX.

<< Предыдущая страница   [1] [2] [3] [4][ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] ...  [54]   Следующая страница >>