Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Внутренний уклад норвежской семьи формировался веками. Характерной чертой быта была его непритязательность, скромность, естественная рациональность. Крестьянская жизнь в основном проходила внутри домов. Зимою большая часть Норвегии представляла собой вид обособленных мирков. Снежные заносы надолго прерывали сообщения, и вся жизнь замыкалась в рамках нескольких домов. В таких условиях складывалась своя особенная жизнь, где люди строго придерживались местных обычаев и нравов в отношении религии, одежды, пищи, народных праздников. Благодаря вынужденной отчужденности, крепли нравственные устои общеста, сохранялись традиции. «Норвежец живет совершенным особняком для себя и своего семейства в своем доме», — писал в конце XIX в. немецкий исследователь А.Ф. Швейгер-Лерхенфельд (146, С. 564). «Норвежец — индивидуалист, и он независим. Каждая семья живет своим маленьким мирком. Никто не переступит порога соседа без надобности», — отмечал уже в наше время журналист Г. Кублицкий (62, С. 10,23 7).

Следует учитывать и тот факт, что разбросанность поселений и сравнительно далекое расстояние между ними, где можно было приобрести ту или иную необходимую в домашнем быту вещь, вызвали широкое развитие домашней промышленности, так как каждая семья старалась сама по мере возможности удовлетворять свои насущные потребности. Описывая быт норвежцев, М. Слепцова отмечала: «У норвежца мало денег, но он не беден; все, что ему нужно, у него свое: молоко, яйца, масло, сыр, мясо, дичь, рыба. Он сеет хлеб, жнет его, молотит, мелет дома. Он сам варит пиво, гонит водку из картофеля. Шерсть с овец он собирает, расчесывает, прядет и ткет на дому. Вся семья носит одежду сработанную дома. Из своего леса берет бревна для стройки и починки дома, сам делает стулья, столы, телеги, плуги, сбрую...Покупает он только стекло, посуду да стальные изделия» (120, С. 59). «Норвежский крестьянин — резчик, столяр, плотник, каменщик и кузнец в одно и тоже время. Он делает все сам и умеет делать решительно все, что ему нужно» — писала Е. Водовозова (23, С. 432). Норвежская семья XIX в. отличалась тесным трудовым сотрудничеством ее членов. Во время короткого лета норвежцы работали с рассвета до сумерек. В длинные зимние вечера семья собиралась в самой большой комнате своего жилища, где отец и сыновья вытачивали игрушки на продажу, вырезали ложки и посуду, женщины чесали шерсть, пряли, шили или плели корзины с помощью подростков; не работали только сымые маленькие дети (24, С. 26; 116, С. 23). Таким образом, норвежская семья XIX в. представляла собой коллектив, достаточно замкнутый и экономически независимый; его функционирование зависело от четкого распределения трудовых ролей, обеспечивавших слаженный хозяйственный ритм. Домашний труд приурочивался к календарным с/ х работам и зависел от времени года.

Жилище норвежца не отличалось особой роскошью. Каждый норвежец гордился своим домом. Для норвежцев характерно высказывание «Мой дом — моя крепость» (197). Согласно описанию Е. Львова, Э. Реклю, К. Фогтома, С. Хегштадта, Э Энгельмейера в XIX — начале XX вв. было распространено строительство деревянных домов, состоящих из двух комнат с центральным коридором (72, С. 206; 112, С. 97; 137, С. 13; 154, С. 104; 206, С. 50,52). Как правило, дома имели не только опрятный и ухоженный вид, но они значительно оживляли ландшафт, так как обычно были выкрашены в красный цвет. Деревья рядом с домом из-за любви норвежцев к солнцу обычно вырубались. Жилой дом и все пристройки рядом с домом назывались фермой. Анализ литературы (24, С. 37—40; 57, С. 111; 116, С. 22; 137, С. 105; 244, С. 50—55), содержащей описание крестьянского хозяйства XIX в. показывает, что в большинстве случаев ферма состояла из четырех зданий: 1) жилой дом; его величина и количество комнат зависели от размеров фермы и достатка владельца. 2) Прачечная и чулан для дров. 3) Хлев для скота и сарай для сена с местом для молотьбы и местом для хранения инструментов. 4) Амбар на сваях, который обычно состоял из двух этажей. На верхнем этаже хранили зерновой хлеб, а на нижнем — провизию: муку, соленые припасы (свиное сало, говядину, рыбу), ржаные и овсяные лепешки, масло, сыр и т. п. Иногда сюда относили на хранение одежду и постельные принадлежности, не для ежедневного пользования. Однако следует отметить, что фермы были очень разнообразны и по виду, и по своей величине. Распространенным было строительство нескольких жилых домиков. В одном из них жили родители, в другом — женатый сын с женой и детьми, в третьем была гостевая, в четвертом — кухня, а в особом домике — кладовая, баня, пристройки для скота.

Одной их характерных черт быта была скромность в еде. Главной пищей норвежцев, по описанию многих исследователей (57, С. 112; 63, С. 232; 116, С. 22), была рыба и хлеб. Особенно форель, треска и сельдь, были распространенным кушаньем крестьянского стола. «Flad-broad» — овсяный хлеб в виде лепешек обычно выпекали в большом количестве с запасом на несколько месяцев. Его нанизывали на веревку и вешали на воздух. Высушенный таким образом хлеб затем разламывали и клали в жидкую горячую еду. Второе место после рыбы и хлеба занимали картофель, масло и сыр. Мясная пища была редкостью, т.к. коров держали в основном для получения молочных продуктов. Разведение свиней и домашней птицы было мало распространено, однако овец держали в большом количестве. В прибрежной зоне был распространен сбор яиц морских птиц, в особенности чаек. Нехватку овощей компенсировали дикие ягоды: земляника, малина, брусника, морошка, клюква, черника. Особенной популярностью пользовался кофе. Умеренность в пище сочеталась с ее четким сезонным распределением. Так, например, по данным О. Елыитадт свежая треска с молоками и печенью была в наличии в начале года, блюда из молозива после отела коровы, яйца морских птиц весной, сайда летом, свежее мясо и продукты из крови осенью, а палтус в Рождество (184).

Образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века представлял собой воспитательную среду. В условиях повседневного общения, подражания и обучения младшие члены семьи получали первые знания и навыки поведения в обществе. Поэтому мы ставим себе целью рассмотреть образовательно-воспитательные традиции в контексте семейного быта, семейных обычаев и обрядов, где под образовательно-воспитательными традициями мы понимаем исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение, сохраняемые и одобряемые общественным мнением в течение длительного времени идеи, принципы, способы, лежащие в основе деятельности и поведения людей (94, С. 5). В числе относительно немногих работ, частично посвященных образовательно-воспитательным традициям Норвегии XIX в. (образовательно-воспитательные отрадиции ни в одной работе не выделены отдельной темой), наибольший интерес представили для нашего исследования труды Е.Н. Водовозовой, Я.К. Грот, А. Коптева, Г. Кублицкого, Е.Я. Кулаковой-Грот, Д. Лейрфола, С. Меч, Н. 3. Новинского, О.О. Пуцыковича, С. Русовой, М. Слепцовой, С. Тюраль, К. Фогтома, А. Энгельмейера.

<< Предыдущая страница   [1] ... [6] [7] [8] [9] [10][ 11 ] [12] [13] [14] [15] [16] [17] ...  [54]   Следующая страница >>