Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Обычно сумма денег соответствовала стоимости невестиного приданого (196, С. 74). В книге законов 1604 года сказано, что при вступлении девушки в брак, она сохраняет свою собственность за собой, и муж не имеет права распоряжаться и уж тем более тратить собственность жены (177). В книге законов 1687 года уже было прописано, что не только родители девушки имеют право голоса, но и ее согласие должно также учитываться (245). Однако в этом законе все еще уделялось большое внимание экономической стороне вопроса и закон наделял опекуна большой властью контролирования собственности девушки, если она выходила замуж без его согласия. Девушка в этом случае ограждалась законом от превышения опекуном своих полномочий, когда он ради своей выгоды и сохранения имущества не разрешал девушке выходить замуж, даже если ее выбор жениха был удачен. Такой обычай, касающийся порядка и условий при заключении брака, сохранялся и поддерживался населением в XVIII веке и даже во многих местностях Норвегии в XIX веке, особенно в крестьянских хозяйствах (268). Обе стороны обсуждали материальный взнос жениха и невесты, сумма которого являлась основой в принятии решения.

Вторая половина XIX века и начало XX стали временем радикальных изменений в положении и статусе норвежских женщин. В 1845 году в Норвегии был принят закон, дающий юридическую независимость незамужним женщинам, достигшим 25-летнего возраста. В 1850х годах женщины получили право на участие в торговле и коммерции. В 1854 году норвежские женщины получили равное с мужчинами право на наследство. В 1882 году женщины получили доступ к высшему образованию. Право на опеку жены мужем было отменено в 1888. В 1901 году женщине предоставили избирательные права в местных выборах, а в 1907 году женщина получила право голоса в государственных выборах. В 1910 году женщина смогла выдвинуть свою кандидитуру на местных выборах, а в 1913 году в Стортинг.

Высокий моральный вес женщины в норвежском обществе, ее высокое семейное положение, равно как и приоритет ее в семейном воспитании подтверждается большинством этнографических исследований XII—XX веков, где особо подчеркивалось, что «норвежские женщины не играют приниженной роли, а мужчины относятся к ним покровительственно, почтительно и с большим уважением; она жила с ними общей жизнью» (66, С. 29). По свидетельству Е. Водовозовой, в конце XIX в. лишь в отдаленных от столицы районах сохранились некоторые патриархальные обычаи, когда дочери не имели права садиться вместе со всеми за обеденный стол, а хозяйка дома располагалась на краю его (23, С. 423). Резкого деления общества на женское и мужское не существовало. «Ни в одном государстве Европы женщина, в отношении образования, не достигла такого равенства с мужчиной, как в Норвегии. Получая одинаковое с ним образование, она получает и права на службу и на развлечение наравне с мужчиной: она, как и братья ее, свободно путешествует по стране, посещает и семейные дома и товарищей студентов, получает и почет и заработок за свои ученые заслуги» — отмечала Е.Я. Кулакова-Грот (66, С. 44).

Следует отметить, что с распространением нового типа малой семьи, состоящей из отца, матери и детей, одновременно происходило изменение ролей мужчины и женщины. В XIX в. даже скромное хозяйство составляло в Норвегии самостоятельное целое; при каждой усадьбе была пекарня, прачечная, скотобойня, ткацкая, амбары, кладовые. Вследствие редкого населения и большого расстояния друг от друга, каждое семейство само обеспечивало себя всем необходимым. Государство, и, прежде всего община, как представитель власти на местах, были очень заинтересованы в сохранении и поддержке семьи, т. к.: 1) В материальном плане семья владела имуществом, землей и приумножала свое владение. При этом разумное ведение домашнего хозяйства делало богаче не только семью, но и государство. 2) Второй важной функцией семьи было воспитание и образование детей, и при этом находилось в определенной степени под контролем и опекой государства. 3) В связи с существующей традицией единонаследия моногамия была очень важна в крестьянской семье. По свидетельству Н. Брингеуса в крестьянской среде не состоящий в браке человек, будь то мужчина или женщина, имели невысокий статус и были объектом жалости и насмешек (171). Брак считался институтом, созданным двумя людьми, чтобы оказывать друг другу не только личную, но и экономическую помощь и поддержку. Интересно отметить, что брак продолжал оставаться выгоднам контрактом, семейным соглашением, по которому мужчине и женщине в материальном плане было лучше жить вместе, чем отдельно (183, С. 51). Главный принцип, на котором строились отношения между супругами, предполагал безусловный приоритет мужа. Чувство любви не считалось залогом семейного счастья, отношения супругов основывались на взаимном уважении, чувстве ответственности.

Обозначив причины заинтересованности государства и общества в сохранении института семьи, мы выделили особую роль женщины в ней. Ингеборг Флойштадт в статье «История женщин в Норвегии» отмечала, что Норвегия в основном была аграрным обществом вплоть до первой половины XX века, где экономическая роль женщин на фермах имела очень важное значение не только потому, что они отвечали за скот и производство молочных продуктов, им приходилось брать ответственность за управление фермой во время отсутствия мужей в море или в лесу (185). Таким образом, женщины через обеспечение благополучия семьи играли огромную роль в преобразованиях экономики. Брак не рассматривался, как только естественное предназначение женщины, он трансформировал ее в другое социальное и экономическое состояние, она становилась частью семьи, основной ячейки общества. Особенности образа жизни и быта норвежцев определяли положение каждого из супругов в семье, их взаимоотношения, распределение обязанностей. Роль мужа заключалась в обеспечении жильем и средствами существования. Он платил налоги и представлял свою семью в общине. Роль жены заключалась в помощи мужу и материнстве (180, С. 29—30).

Материнство являлось самой важной социальной ролью женщины (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в параграфе 2.3). Однако то, что женщина считалась продолжательницей рода, определенно ограничивало ее социальные функции до тех, которые считались наиболее близкими женщине по ее природе (270). Поэтому главное, за что отвечала норвежская женщина были дети и дом, а также те работы вблизи дома, которые позволяли ей не оставлять без внимания своих детей.

<< Предыдущая страница   [1] ... [12] [13] [14] [15] [16][ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] ...  [54]   Следующая страница >>