Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

О бакалейных товарах Наверняка вам случалось слышать такое слово как бакалея. Бакалею оптом можно купить на любой продуктовой базе, без этой товарной группы не обходится ни один продуктовый магазин, независимо от его размера и известности. Раньше под словом бакалея понималось практически все продукты длительного хранения, в том числе и сопутствующий товары первой необходимости, такие как, например, спички. В бакалейной лавке обязательно были не только крупы и т.п., но и консервы и сухофрукы. По современным мировым стандартам, к бакалее относятся продукты питания, прошедшие определенную кулинарную обработку, и не требующие особых условий хранения.

М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

В связи с суровыми природноклиматическими условиями проживания осознание детьми ценности труда являлось одной из центральных задач норвежской крестьянской семьи XIX века. Любить труд и людей труда — такое требование детям внушалось в семье с малолетства. Именно в семье происходило ознакомление с трудом взрослых, совместная деятельность нацеливала детей на освоение основных видов традиционных трудовых занятий. По этнографическим данным трудолюбие считалось важным качеством норвежцев (21, С. 50; 23, С. 428; 116, С. 23). С ранней молодости норвежец привыкал к постоянной тяжелой работе, к разумному распределению времени, и потому он становился впоследствии человеком деятельным и практичным. Детям наказывали: «Дети, за чужим добром не тянитесь, не рачитывайте, чтобы свалилось вам богатство глупым случаем со стороны. Трудитесь день за днем над своим делом: землею, сетью... и скоро добьетесь своего счастья — семьи, своего угла» (120, С. 27). Следует отметить, что приучение детей к труду проходило легко и свободно. Так Е. Водовозова писала: «Детям здесь предоставляют большую свободу, и они много резвятся на открытом воздухе летом и зимою, когда есть только для этого какая-нибудь возможность. Они оставляют приятное впечатление: не будучи забитыми, дети, насколько следует, приучены к порядку и послушанию: с большим уважением относятся они к родителям, насколько хватает сил и умения, стараются быть полезными старшим. Развитию этих качеств помогает более всего замечательное трудолюбие, которое они видят кругом, и полное согласие между членами семьи» (24, С. 29). Мальчиков приучали к работе с 6—7 лет, и с этого возраста они начинали проводить большую часть времени в мужском обществе, привыкая к мужским делам. Их обучали мужским ремеслам. Девочки уже с 5—6 лет помогали матери по дому. Наблюдая за работой взрослых женщин и, помогая им, они учились готовить пищу, шить, вышивать, ткать и выполнять другие операции по рукоделию. В семьях, где росли только девочки, их приучали выполнять и некоторые мужские работы. В Норвегии существует пословица: «Что смолоду запомнится, то не скоро забудется». Действительно, норвежские дети смолоду запоминали, что необходимо много трудиться в их суровом краю. «Дети и дети всюду на работе вместе с большими, где только можно» — отмечал А. Энгельмейер (154, С. И 5). Норвежцы верили, что каждый человек должен сам удовлетворять свои потребности, поэтому среди предметов школьного обучения у них считался очень важным ручной труд. Так О.О. Пуцыкович писал: «Все дети, как мальчики, так и девочки, учатся шить, вязать чулки, приготовлять необходимую мебель, инструменты и т. п. Таким образом они вступают в жизнь вооруженными различными практическими знаниями» (108, С. 14).

Хотя многие элементарные научные знания передавались взрослыми в большинстве случаев в процессе труда, при этом осознавалась ценность знаний. Образованность являлась важным престижным качеством. Подтверждением этого является распространение всеобщей грамотности. В XIX в. образование норвежцев стояло на высоком уровне по сравнению с другими европейскими странами. Любая община и сельский приход имели начальную школу и учителя. В Норвегии существовали даже так называемые передвижные школы, так как гористая местность, суровый климат затрудняли детям посещение центральных школ, и поэтому учитель сам объезжал свой район, останавливаясь последовательно то в одном, то в другом населенном пункте. Обучение грамоте было обязательным для всех от 7 до 14 лет. Дети, которым родители из-за бедности не могли купить книг, тетрадей, одежду, получали все необходимое от школьных советов, а родители, не пускающие детей в школу в этом возрасте, подвергались наказанию. По свидетельству Я.К. Грот, «если домашнее ученье идет неисправно и родители не посылают дитя в школу, то власти имеют право взять его от них и поручить надзору другого лица, но родители в таком случае несут расходы» (33). Е. Водовозова также подтверждала этот факт: «Каждый год происходит публичный экзамен, на который должны являться все дети, достигшие школьного возраста, в том числе и получающие воспитание вне школы. Родители детей, не являющихся на экзамен, подвергаются штрафу» (24, С. 34).

Одной из ведущих образовательно-воспитательных традиций являлась идея о ценности человека — прежде всего, уважение себя как личности. Важное значение придавалось выработке чувства собственного достоинства, самостоятельности и смелости. Детей с детства учили взвешенно и обдуманно, не спеша, подходить к решению того или иного вопроса. «Норвежцы излишне не опекают своих детей, — отмечал Г. Кублицкий, — не нянчатся с ними, стараются приучать их к самостоятельности...Пусть они сами содержат себя» (63, С. 226). Е.Н. Водовозова указывала на то, что «детей норвежцы приучают к самостоятельности уже с раннего возраста, оставить одних в доме на ночь, даже у зажиточных, позволить 6—7-летним малюткам скакать без кучера на горячей лошади считается в Норвегии делом самым обыкновенным» (23, С. 423). По свидетельству С. Меч «зачастую можно видеть 7—8 летних малышей, которые садятся в лодку, ставят парус, правят рулем и плывут в школу за два, за три километра. Так начинает крепнуть в ребенке самостоятельность и привычка надеяться на свои силы. И эта независимость увеличивается с годами» (76, С. 61).

В норвежской семье с детства воспитывалось уважение, терпимость, осознание ценности человека другой национальности. По данным Е. Водовозовой к 1889 году в Норвегии из 1,916,000 норвежцев проживало 19000 лопарей и 7800 финов (23, С. 429). Следует отметить, что вследствие широкой торговли с иностранными государствами, привычной для Норвегии XIX века была русская, немецкая, английская, шведская речь.

Суровость природы и постоянные препятствия, с которыми приходилось бороться жителям Норвегии, требовали от них физической выносливости.

Хорошая физическая подготовка молодежи была заботой не только семьи, но и всей общины. В путеводителе по Норвегии 1889 года особо выделялся тот факт, что зимой «взрослый и ребенок бегут из теплых комнат на простор; все предаются с увлечением чудному норвежскому зимнему спорту, во всех его видах. Норвежская зима — это значит бег на лыжах, катанье на коньках, на салазках... Норвежец зимой и пара лыж — эти два понятия также нерасторжимы, как норвежская зима и снег» (87). По свидетельству Г. Кублицкого, «норвежцы начинают ходить на лыжах с трех лет. Говорят даже, что они сначала учатся ходить по снегу, а потом по полу» (63, С. 164). Своего рода общественным смотром физической подготовки были состязания и игры, проводившиеся в праздники, где молодежь показывала свою силу, ловкость и выносливость. Норвежцы любили, указывала Е.Я. Кулакова-Грот «шахматную игру, беганье, борьбу, охоту, катанье на коньках и на лыжах. Подобные развлечения развивали в них с детства ловкость и удаль, в которой они любили состязаться между собой» (66, С. 29—30).

<< Предыдущая страница   [1] ... [7] [8] [9] [10] [11][ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] ...  [54]   Следующая страница >>