Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

• О бакалейных товарах . Наверняка вам случалось слышать такое слово как бакалея. Бакалею оптом можно купить на любой продуктовой базе, без этой товарной группы не обходится ни один продуктовый магазин, независимо от его размера и известности. Раньше под словом бакалея понималось практически все продукты длительного хранения, в том числе и сопутствующий товары первой необходимости, такие как, например, спички. В бакалейной лавке обязательно были не только крупы и т.п., но и консервы и сухофрукы. По современным мировым стандартам, к бакалее относятся продукты питания, прошедшие определенную кулинарную обработку, и не требующие особых условий хранения.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

В связи с суровыми природноклиматическими условиями проживания осознание детьми ценности труда являлось одной из центральных задач норвежской крестьянской семьи XIX века. Любить труд и людей труда — такое требование детям внушалось в семье с малолетства. Именно в семье происходило ознакомление с трудом взрослых, совместная деятельность нацеливала детей на освоение основных видов традиционных трудовых занятий. По этнографическим данным трудолюбие считалось важным качеством норвежцев (21, С. 50; 23, С. 428; 116, С. 23). С ранней молодости норвежец привыкал к постоянной тяжелой работе, к разумному распределению времени, и потому он становился впоследствии человеком деятельным и практичным. Детям наказывали: «Дети, за чужим добром не тянитесь, не рачитывайте, чтобы свалилось вам богатство глупым случаем со стороны. Трудитесь день за днем над своим делом: землею, сетью... и скоро добьетесь своего счастья — семьи, своего угла» (120, С. 27). Следует отметить, что приучение детей к труду проходило легко и свободно. Так Е. Водовозова писала: «Детям здесь предоставляют большую свободу, и они много резвятся на открытом воздухе летом и зимою, когда есть только для этого какая-нибудь возможность. Они оставляют приятное впечатление: не будучи забитыми, дети, насколько следует, приучены к порядку и послушанию: с большим уважением относятся они к родителям, насколько хватает сил и умения, стараются быть полезными старшим. Развитию этих качеств помогает более всего замечательное трудолюбие, которое они видят кругом, и полное согласие между членами семьи» (24, С. 29). Мальчиков приучали к работе с 6—7 лет, и с этого возраста они начинали проводить большую часть времени в мужском обществе, привыкая к мужским делам. Их обучали мужским ремеслам. Девочки уже с 5—6 лет помогали матери по дому. Наблюдая за работой взрослых женщин и, помогая им, они учились готовить пищу, шить, вышивать, ткать и выполнять другие операции по рукоделию. В семьях, где росли только девочки, их приучали выполнять и некоторые мужские работы. В Норвегии существует пословица: «Что смолоду запомнится, то не скоро забудется». Действительно, норвежские дети смолоду запоминали, что необходимо много трудиться в их суровом краю. «Дети и дети всюду на работе вместе с большими, где только можно» — отмечал А. Энгельмейер (154, С. И 5). Норвежцы верили, что каждый человек должен сам удовлетворять свои потребности, поэтому среди предметов школьного обучения у них считался очень важным ручной труд. Так О.О. Пуцыкович писал: «Все дети, как мальчики, так и девочки, учатся шить, вязать чулки, приготовлять необходимую мебель, инструменты и т. п. Таким образом они вступают в жизнь вооруженными различными практическими знаниями» (108, С. 14).

Хотя многие элементарные научные знания передавались взрослыми в большинстве случаев в процессе труда, при этом осознавалась ценность знаний. Образованность являлась важным престижным качеством. Подтверждением этого является распространение всеобщей грамотности. В XIX в. образование норвежцев стояло на высоком уровне по сравнению с другими европейскими странами. Любая община и сельский приход имели начальную школу и учителя. В Норвегии существовали даже так называемые передвижные школы, так как гористая местность, суровый климат затрудняли детям посещение центральных школ, и поэтому учитель сам объезжал свой район, останавливаясь последовательно то в одном, то в другом населенном пункте. Обучение грамоте было обязательным для всех от 7 до 14 лет. Дети, которым родители из-за бедности не могли купить книг, тетрадей, одежду, получали все необходимое от школьных советов, а родители, не пускающие детей в школу в этом возрасте, подвергались наказанию. По свидетельству Я.К. Грот, «если домашнее ученье идет неисправно и родители не посылают дитя в школу, то власти имеют право взять его от них и поручить надзору другого лица, но родители в таком случае несут расходы» (33). Е. Водовозова также подтверждала этот факт: «Каждый год происходит публичный экзамен, на который должны являться все дети, достигшие школьного возраста, в том числе и получающие воспитание вне школы. Родители детей, не являющихся на экзамен, подвергаются штрафу» (24, С. 34).

Одной из ведущих образовательно-воспитательных традиций являлась идея о ценности человека — прежде всего, уважение себя как личности. Важное значение придавалось выработке чувства собственного достоинства, самостоятельности и смелости. Детей с детства учили взвешенно и обдуманно, не спеша, подходить к решению того или иного вопроса. «Норвежцы излишне не опекают своих детей, — отмечал Г. Кублицкий, — не нянчатся с ними, стараются приучать их к самостоятельности...Пусть они сами содержат себя» (63, С. 226). Е.Н. Водовозова указывала на то, что «детей норвежцы приучают к самостоятельности уже с раннего возраста, оставить одних в доме на ночь, даже у зажиточных, позволить 6—7-летним малюткам скакать без кучера на горячей лошади считается в Норвегии делом самым обыкновенным» (23, С. 423). По свидетельству С. Меч «зачастую можно видеть 7—8 летних малышей, которые садятся в лодку, ставят парус, правят рулем и плывут в школу за два, за три километра. Так начинает крепнуть в ребенке самостоятельность и привычка надеяться на свои силы. И эта независимость увеличивается с годами» (76, С. 61).

В норвежской семье с детства воспитывалось уважение, терпимость, осознание ценности человека другой национальности. По данным Е. Водовозовой к 1889 году в Норвегии из 1,916,000 норвежцев проживало 19000 лопарей и 7800 финов (23, С. 429). Следует отметить, что вследствие широкой торговли с иностранными государствами, привычной для Норвегии XIX века была русская, немецкая, английская, шведская речь.

Суровость природы и постоянные препятствия, с которыми приходилось бороться жителям Норвегии, требовали от них физической выносливости.

Хорошая физическая подготовка молодежи была заботой не только семьи, но и всей общины. В путеводителе по Норвегии 1889 года особо выделялся тот факт, что зимой «взрослый и ребенок бегут из теплых комнат на простор; все предаются с увлечением чудному норвежскому зимнему спорту, во всех его видах. Норвежская зима — это значит бег на лыжах, катанье на коньках, на салазках... Норвежец зимой и пара лыж — эти два понятия также нерасторжимы, как норвежская зима и снег» (87). По свидетельству Г. Кублицкого, «норвежцы начинают ходить на лыжах с трех лет. Говорят даже, что они сначала учатся ходить по снегу, а потом по полу» (63, С. 164). Своего рода общественным смотром физической подготовки были состязания и игры, проводившиеся в праздники, где молодежь показывала свою силу, ловкость и выносливость. Норвежцы любили, указывала Е.Я. Кулакова-Грот «шахматную игру, беганье, борьбу, охоту, катанье на коньках и на лыжах. Подобные развлечения развивали в них с детства ловкость и удаль, в которой они любили состязаться между собой» (66, С. 29—30).

<< Предыдущая страница   [1] ... [7] [8] [9] [10] [11][ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] ...  [54]   Следующая страница >>