Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Наиболее яркими представительницами второй группы женских образов являются героини саг, также связанные с устной народной традицией. Писать саги стали со второй половины XII века. Они отражают реальные события жизни, где основным содержанием является история рода в лице его наиболее выдающихся представителей, сообщаются подробные сведения о родстае, браках, наследовании, владениях и пр. Сочинители многих из них неизвестны. Одной из бесценных сокровищниц духовного наследия норвежского народа является «Круг Земной» (124; 256). Составил и записал «Круг Земной» Снорри Стурлусон. «Круг Земной» — это единственная в своем роде сокровищница сведений о далеком прошлом Норвегии, ее легендарных временах, о бурной эпохе викингов. Следует отметить, что роль женщины в этом произведении не меньшая, чем мужчины. Перед нами предстают яркие, сильные натуры, способные на самые крайние, решительные поступки, которые определяют все развитие событий. Главные героини саг отличаются не только красотой, но умом и мужеством. В своей изобретательности и хитрости им нет равных среди мужчин. Так, например, в саге об Инглингах, чтобы отомстить за отца, которого убил конунг Агни, Скьяльв соглашается выйти за него замуж. Когда он заснул, Скьяльв взяла толстую веревку и привязала к шее. «Ее люди закинули веревку на ветви дерева и потянули так, что конунг повис над самыми ветвями. Ему пришла смерть. Скьяльв и ее люди вскочили на корабль и уплыли. Так дочь отомстила за отца, которого убил Агни» (124, С. 20).

Великие конунги женились не только на богатых женщинах, часто их женами становились бедные девушки или рабыни, что является доказательством того факта, что интеллект ценился больше богатства. Так, например, в главе XXVIII рассказывается о конунге Адильсе. Он захватил рабов и рабынь. Среди рабынь была девушка дивной красоты. Ее звали Ирса.

«Вскоре оказалось, что она умна, красноречива и во всем сведуща. Она всем очень понравилась, и всего больше конунгу. Кончилось тем, что он сыграл с ней свадьбу и пошла о ней добрая слава» (124, С. 27).

Из саг следует также, что девушка должна была знать правила этикета и уметь вести беседу. Так в главе XXXVII расказывается о дочери конунга по имени Хильдигунн. Во время пира по просьбе отца она должна была подносить пиво викингам. Один из викингов попросил ее сесть рядом. Хильдигунн возразила, что не в обычае викингов пить с женщинами один на один. Хьервард отвечал, что он охотно нарушит закон и будет пить с ней вдвоем. Девушка села рядом, пила с ним, и они много беседовали в тот вечер. Хьервард женился на ней и остался у Гранмара конунга, т.к. у того не было сына, который мог бы помочь ему в правлении (124, С. 31).

Нередко женщина обладала способностью предвидеть события, что помогало ей мудро распоряжаться своей жизнью и жизнями других людей. Так, например, в Саге о Хапьвдане Черном в главе VI говорится, что у Хальвдана была жена Рагнхильд. Она была могущественной правительницей и достойной женщиной. Ей снились вещие сны, ибо она была женщиной мудрой. Так она сумела предвидеть рождение сына, а затем и большое потомство, которое «будет править странами с великой славой» (124, С. 40).

Решительность является еще одной характерной чертой героинь саг. Это были женщины, которые знали себе цену и не раз вдохновляли мужчин на подвиги. В Саге о Харапьде Прекрасноволосом в главе III говорится о том, как Харальд конунг хотел сделать своей наложницей Гюду, дочь Эйрика конунга. Она была девушка очень красивая и гордая. Она ответила, что «не хочет тратить свое девство ради конунга, у которого и владений то всего несколько фюльков». «И мне удивительно, — сказала она, — что не находится такого конунга, который захотел бы стать единовластным правителем Норвегии. И она согласится стать его женой не раньше, чем он подчинит себе ради нее всю Норвегию». Когда Харальд стал единовластным правителем всей Норвегии, он вспомнил о Гюде (124, С. 43).

Нередко женщина обладала такими любовными чарами, которые могли свести мужчину с ума и сделать даже самого сильного и храброго из них рабом своего чувства. В главе XXV рассказывается о том, как конунг Харальд обручился со Снефрид и взял ее себе в жены, и так без ума любил ее, что ради нее забыл и свои владения, и все, что подобает конунгу. Затем Снефрид умерла, а конунг все сидел над ней и надеялся, что она оживет. Так прошло три года — он все горевал о ее смерти, а люди в стране горевали о том, что он помешался. Когда наконец он решил ее переодеть и ее приподняли с ложа, смрадом понесло от трупа и ее сожгли, так как «все тело ее уже посинело, и повыскакивали из него змеи, ящерицы, жабы и всякого рода гады. Конунг снова обрел ум, управлял страной, радовался, а страна радовалась ему» (124, С55).

Женщина предстает перед нами помощницей мужчин в военных делах. «У сильнейших конунгов того времени был обычай, что супруга конунга имела половину полка, и содержала его на своем иждивении, и получала на то казну и все, что нужно было» (118, С. 53). В главе XXXII рассказывается о том, как Эйрик, сын Харальда конунга, однажды встретил в одной хижине женщину Гуннхильд. Она оказалась такой смелой и хитрой, что ей удалось помочь убить Эйрику двух финнов. Она уложила их к себе в постель, усыпила, и «она берет тогда два больших тюленьих меха и надевает их им на головы. Затем она крепко завязывает меха ниже рук и подает знак людям конунга. Те убили финнов. Так Эйрик женился на Гуннхильд» (124, С. 59—60).

Девушки в Норвегии воспитывались также в вере и почитании святого Олава Конунга (124, С. 433—434). Следует заметить, что в судьбе этого конунга женщины играли также огромную роль. Своей матери он обязан чудесным рождением и спасением от неминуемой гибели, а второй женщине, жене конунга Валдамара Адлогии, своим хорошим воспитанием (118, С. 9—57).

В Laxdale саге (228) мы встречаемся уже с более сложным и даже привлекательным взглядом на женщину. Эта сага, состоящая из 78 глав, была написана примерно в 1245 году, автор неизвестен. Из всех саг она имеет самое большое количество женских персонажей, отличающихся ярко выраженным стремлением доминировать, все держать под своим контролем. То, что на мужском фоне этой саги женщине придается четкий индивидуальный характер, вызвало предположение, что если ее автором не является женщина, то написана она была для женской аудитории.

<< Предыдущая страница   [1] ... [20] [21] [22] [23] [24][ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] ...  [54]   Следующая страница >>