Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

В XIX в. одним из немаловажных условий помолвки у норвежцев считалось сватовство. Ведущая роль в нем принадлежала юноше, который, заручившись согласием девушки, обращался к своим родителям с просьбой посватать его и разрешить ему жениться. При этом молодому человеку необходимо было получить благословение на брак не только родителей, от которых он зависел экономически и юридически, но и других близких родственников. На расширенном семейном совете обсуждалась кандидатура избранницы, причем принимались в расчет, как личные качества, так и экономическое положение ее родителей. Иногда, чтобы добиться согласия близких, юноше приходилось проявлять настойчивость и убеждать в правильности своего выбора. Случаи, когда родственники не принимали предложенную им кандидатуру невесты или силой заставляли заключить брак, были крайне редки. Любопытно, что в таких случаях родители действовали тактично и деликатно. «Если родители знали, что в общине есть подходящая пара их чаду, они старались пригласить девушку в дом, чтобы сын, как бы «ненароком» мог увидеть ее. Особенно это легко было устроить, если семьи были в дальнем родстве, а также знакомы. Или давали приказ своей дочери пригласить желаемую невестку в качестве гостя. Парень, со своей стороны, просил сестру ввести в семейный круг его девушку» (230, С. 80). Поэтому обычай «погостить», т.е. провести несколько праздничных дней у подруги, широко распространенный среди норвежских девушек, также использовался для выбора невесты. Получение юношей благословения и согласия семьи и родни означало, что он, его семья и «род» берут на себя заботы и расходы по организации сватовства и свадьбы.

Сватовство и помолвка обставлялись торжественно и красиво. Во время сватовства обе стороны оговаривали важные вопросы, касающиеся невестинового приданого, а также суммы денег, которую должна была выплатить сторона жениха. Практически она соответствовала стоимости невестиного приданого (196, С. 74). По традиции «помолвка являлась настоящим договором о браке, как моральным, так и юридическим» (230, С. 77). Иногда помолвка происходила крайне упрощенно: молодым людям достаточно было подать друг другу руки в присутствии свидетелей, и с этого момента они считались обрученными. «С этого дня обрученные свободно выходят вместе, говорят друг с другом на ты и нежничают где-нибудь в уголке. Но между обручением и браком проходит обыкновенно очень долгий промежуток времени: обыкновенно год, а иногда и несколько лет, пока жених не получит определенных и доходных занятий» (76, С. 62). Вслед за обручением нередко начиналась супружеская жизнь, однако бывали случаи, когда договор о браке нарушался. В связи с этим родственники обеих сторон были заинтересованы в получении более твердых гарантий (160). Это мог быть официальный обмен подарками между сторонами жениха и невесты. В качестве подарка-гарантии часто фигурировали деньги, иногда скот, которые давали родственники жениха, а родня невесты дарила какие-нибудь предметы домашнего обихода собственного производства: полотенца, рубахи, платки, пояса, рукавицы, носки. Подарки, преподнесенные женихом или его родственниками невесте, считались ее личной собственностью и в случае разлада оставались у девушки.

Период от обручения до свадьбы, если таковую устраивали, был очень хлопотным. Создание семьи было серьезным шагом, к которому долго готовились и обставляли его как мржно торжественней. Это способствовало повышению ответственности молодых за новую семью, а пышные свадебные обряды повышали престиж брака. Поэтому та и другая сторона не скупились, готовясь к свадьбе. Закупались продукты, варилось пиво, шилась новая одежда. Извещали и приглашали гостей и родню.

Свадьбу старались провести в более свободный от работ период. Считалось, что правом выбрать дату свадьбы и спланировать ее проведение обладали матери невесты и жениха (230, С. 76; 275). Если время позволяло, то свадьбу могли отложить и до следующего лета, чтобы за зиму откормить животных, запасти солод для пива, напечь хлебные лепешки, заготовить масло и сыр. Свадебное торжество продолжалось от двух-трех дней до недели, в зависимости от состоятельности хозяев (192, С. 46—47,58—59; 230, С. 83; 275, С. 168—169). Свадьбы справлялись, как правило, в доме жениха. Только в случае, если невеста была дочерью крупного землевладельца, и жених переезжал в ее дом, то свадьба праздновалась в этом доме.

В обязанности невесты до свадьбы входила забота о свадебном наряде. Престижным считалось в качестве подарка получить семейный сундук, в котором от поколения к поколению хранился и передавался свадебный наряд: инициалы и даты на сундуке говорили о том, кому он принадлежал. Невеста готовила и наряд жениха: она должна была сшить и вышить его свадебную рубаху. В назначенный для свадьбы день к невесте приходила ее замужняя сестра и помогала ей одеться. Женщины и девушки — родственницы невесты тоже могли участвовать в этой церемонии, которая происходила в доме жениха, в самой большой комнате перед зеркалом, куда вносился старый сундук с семейными украшениями для невесты: ремешок для короны, кружевной воротник, брошь, кольца. Открывала этот сундук бабушка, у которой хранился ключ. За несколько дней до свадьбы бабушка и младшая сестра чистили и полировали семейные драгоценности до такой степени, что они начинали сверкать. Довольно массивные украшения были сделаны из серебра. «Женские украшения переходили по наследству от предков; они, благодаря бережливости скандинавских женщин, сохранялись сотни лет и составляли гордость норвежских жен и дочерей» (66, С. 28). По ходу дела бабушка рассказывала своей внучке-невесте о том, кто из членов семьи надевал их раньше. Многие исследователи (23, С. 433; 24, С. 43; 153, С. 22; 164; 226, С. 264; 230, С. 87) отмечали, что наряд невесты был достаточно своеобразен: высокий массивный венец из чистого серебра и множество серебряных украшений. По свидетельству Д.С. Стюарт «кроме цепей, причудливой формы проушин и заколок, на невесту одевался через голову или прикалывался к плечу большой овальный воротник с разнообразными брошами и пластинами на нем...Важной частью свадебного наряда невесты был пояс, сделанный из пластинок, которые в свою очередь были закреплены на ткани. Невеста также могла одеть несколько колец, но серьги и браслеты не входили в ее наряд» (262, С. 126—127).

<< Предыдущая страница   [1] ... [26] [27] [28] [29] [30][ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] ...  [54]   Следующая страница >>