Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Целью семейного воспитания девочек являлась психологическая подготовка к трудовой деятельности. Для этого необходимо было решить следующие задачи: сформировать сознательное отношение к труду и его результатам, привить привычку трудиться, чтобы труд стал первой жизненной потребностью, приносил моральное, эмоциональное удовлетворение; раскрыть роль и значение труда в жизни человека. Методика выработки у детей интереса, привычки и любви к труду была обширной и многогранной, она была связана со всеми сторонами жизни и хозяйственной деятельности взрослых.

Специфику традиционного трудового воспитания девочек следует рассматривать через раскрытие ведущих форм трудовой деятельности матери в этом процессе. Большое значение в трудовом воспитании дочери имел пример матери. Вся жизнь женщины проходила в постоянных заботах о семействе, хозяйстве, земле, скоте. На севере труд женщины был очень трудоемким и изнурительным. Она была и остается хранительницей семейного очага. «Когда девушка выходит замуж, — отмечала Е. Водовозова, — она в большинстве случаев вся погружается в заботу о своем семействе: хозяйство здесь очень сложно, и на него приходится тратить много времени» (24, С. 29). Традиционными обязанностями замужней женщины-крестьянки были следующие работы: готовить, варить пиво и печь хлеб, шить, стирать, ухаживать за детьми, вырашивать и обрабатывать лен, шерсть, ткать, прясть, вязать чулки, рукавицы, ухаживать за скотом, полоть картофель и кое-какие овощи, заготовлять летом корм для домашнего скота, пилить дрова, жать хлеб, грабить и сушить сено, молотить и пр. (279, С. 86—87). Кроме того, женщины должны были ловить рыбу, заготовлять ягоды и грибы на зиму. Одно перечисление работ женщины говорит о том, что ей не приходилось сидеть и отдыхать. Несмотря на свою занятость, норвежскую женщину нельзя упрекнуть в неаккуратности и нечистоплотности. Женщины до блеска выскабливали полы и столы. Перед баней сменялось постельное и нательное белье. По свидетельству многих путешественников (57, С. 110; 120, С. 62—63; 24, С. 24) чистота и опрятность были характерны для всех внутренних помещений. Любопытные сведения на этот счет приводит М.М. Пришвин из своего разговора с помором, который делится своими впечатлениями о Норвегии: «Чистота. К ним войдешь, так страшно, плюнуть некуда...На койке белье постелют, так лечь боишься» (107, С. 232). А вот картина крестьянского быта, которую с великой любовью описал К. Фогтом: «Стройная хозяйка, в длинном темном платье, повязанная белым платком, занята приготовлением ужина. Маленькая краснощекая девочка с длинными, развевающимися золотыми локонами, подпрыгивает по только что вымытой песком комнате и посыпает пол свежими зелеными, еловыми побегами из кокетливо приподнятого передника. Милая картина!» (137, С. 105).

Хотя трудовая подготовка осуществлялась в основном в форме индивидуального общения с матерью, нельзя не отметить и тот факт, что значительное влияние на трудовое воспитание детей женского пола также оказывала и женская община. В женской общине участвовали все возрастные категории женщин, поэтому здесь вырабатывались разнообразные формы женского поведения и культуры общения. Среди общинников были издавна распространены разнообразные виды взаимопомощи. Так, например, «некоторые хозяйственные, полевые работы, — отмечал А. Коптев, — выполняются помочью, т.е. работой не за деньги, а за угощение» (57, С. 112). Женщины и девушки участвовали в полевых работах крайне охотно, потому что знали, что им будет оказана такая же помощь. Норвежцы придавали большое значение приучению девушек к выполнению трудовых задач, основанных на трудовой взаимопомощи. Е. Водовозова заметила: «Захворает где-нибудь хозяйка дома, и, если у нее нет взрослых дочерей, девушки по соседству наперерыв стараются встать пораньше, бегут, нередко за несколько верст, чтобы справить все, что следует в хозяйстве больной и несут ей какой-нибудь гостинец из своего дома: сыр, бараний окорок или что-нибудь в этом роде. Если дочери не подумают об этом сами, мать журит их за то, что ей приходится напоминать им об их обязанностях. Подобные услуги здесь оказывают и принимают совершенно просто, — они считаются обязательными для каждого» (24, С. 25).

Традиция взаимопомощи была воспитывающим фактором еще и потому, что в самой структуре ее было заложено праздничное настроение, так как труд сочетался с играми, угощением, гулянием. Обычно работали с песнями с утра до вечера, а потом весело пировали. Интересна традиция взаимопомощи по сбору хмеля в сентябре. Эту работу обычно выполняли девочки и девушки, т.к. взрослые были заняты на уборочных полевых работах. «Обработкой хмеля занимались вечером. Разжигали камин или костер и начинали обрывать шишки. Работали до 10—11 вечера, пили кофе, пиво, рассказывали сказки и легенды» (243, С. 447). Сообща женщины и девушки занимались обработкой шерсти и льна в сентябре и октябре. Эту работу обычно выполняли в специальных постройках около ручья или родника, удаленных от жилья, иногда в лесу. Здесь же проходили многочисленные игры, пели песни, рассказывали саги, устраивали танцы, изображающие трепание льна, сюда же приходили ряженые. В этих постройках часто собирались девушки в Зимнее время и ткали пояса или другие вещи (79, С. 105).

Традиция взаимопомощи имела большое воспитательное значение, так как все работали вместе, стараясь выполнить работу быстро и слаженно, всякий хотел отличиться, всякий боялся показать себя с плохой стороны, тем более, что это всегда было замечено. Отсутствие трудовых умений и навыков осуждалось и высмеивалось. Таким образом, высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, норвежский народ успешно решал эту задачу созданием общественного мнения, являющегося своеобразным доминирующим фактором трудового воспитания.

Труд требовал от каждого общинника не только физической силы, выносливости, закалки, сноровки, но и отличного знания своего дела. Все это осваивалось с самого раннего детства, поэтому производственная деятельность в Норвегии была тесно связана с системой умственного воспитания. Многие авторы (76, С. 49; 153, С. 15; 209) отмечали, что широкой популярностью пользовались специально организованные, передвижные школы для молодых девушек и женщин, такие, например, как школы рукоделия и ремесла, в которых женщин обучали ручной работе, например, шитью, ткачеству. Школы по ведению домашнего хозяйства учили женщин, как стать умелыми и ответственными хозяйками и матерями, выполнять различную работу по дому. Существовали также и школы по уходу за детьми, краткосрочные курсы по кулинарии и домоводству. Однако только в тесном сотрудничестве матери и дочери закладывались навыки трудовой деятельности, появлялось уважение к труду. Трудовое партнерство матери и дочери было особенно крепким. Самая главная обязанность матери заключалась в подготовке дочери к будущей семейной жизни. Она должна была передать все то, что умела сама: шить, готовить, прясть, вышивать, ткать и т.д. Ко времени замужества девушка уже должна была овладеть секретами кулинарии и технологией изготовления одежды. Для этого она проходила непрерывную «школу жены, матери и хозяйки». Девочек, т.к. они являются ближайшими помощницами матери во всем домашнем хозяйстве, рано приставляли к работе, постепенно подключали ко всем женским видам труда. Д. Лейрфол отмечал: «С раннего возраста девочек учили доить коров, до обряда конфирмации они умели прясть и ткать. Многие из них сами ткали ткань для платья ко дню конфирмации. Они должны были принимать участие во всех видах женских работ...Понятие «подросток» не существовало. Девочки считались зрелыми во всех отношениях» (230, С. 22).

<< Предыдущая страница   [1] ... [32] [33] [34] [35] [36][ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] ...  [54]   Следующая страница >>