Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Итак, проанализировав особенности трудового воспитания девочки-девушки-женщины в норвежской крестьянской семье XIX в., мы пришли к следующим выводам:

1. Целью трудового воспитания являлась психологическая подготовка к трудовой деятельности. Приобретение трудового опыта, трудолюбия было необходимо для выживания в экстремальных условиях Севера.

2. Трудовое воспитание носило комплексный характер и осуществлялось на основе принципов «опережающего обучения»; учета особенностей возраста; посильности и постепенности; непрерывности и систематичности; эмоциональной окрашенности.

3. Задачами трудового воспитания являлись приобщение к традиционным формам трудовой деятельности; осознание необходимости личного труда, формирование трудолюбия, готовности выполнить любую работу; воспитание уважения к труду и его результатам; желания помочь друг другу.

4. В качестве методов и средств трудового воспитания использовались наблюдение; личный пример взрослых женщин и совместная деятельность с ними; практическая подготовка к труду; поощрение и наказание; стимулирование и оценка труда воспитанниц; убеждение; непрерывное усложнение трудовых поручений, чередование труда и отдыха; создание атмосферы труда; различные виды взаимопомощи; коллективные формы труда.

5. Педагогическое значение методов и средств заключалось в том, что в комплексе они обеспечивали успешную подготовку девочки-девушки-женщины к труду, формировали трудолюбие, уважительное отношение к трудовым традициям. Труд являлся не только жизненной необходимостью, но источником радости людей, средством нравственного и эстетического воспитания.

§ 2.5. Основные средства нравственного воспитания

В Норвегии XIX века одной из центральных образовательно-воспитательных традиций являлась идея нравственных ценностей (подробно эта традиция была рассмотрена нами в §1.2.). Честность, любовь к Родине, гостеприимство и щедрость, помощь ближнему, использование соответствующих правил этикета, почитание старших являлись нравственными качествами личности. Так как существенных различий в нравственном воспитании детей женского и мужского пола не было, целью данного параграфа является анализ основных средств нравственного воспитания девушек в норвежской крестьянской семье XIX в.

Анализ научной литературы показал, что основными средствами нравственного воспитания девушек выступали: пример взрослых женщин в семье и общине, использование произведений устного народного творчества (сказки), знакомство с семейно-календарными традициями народа. Наибольший интерес в рамках данного исследования вызвали работы П.К. Асбьернсена, Е. Водовозовой, И.Н. Гроздовой, Г. Дасента, Е.Я. Кулаковой-Грот, Д. Лейрфола, М.Н. Морозовой, Д.П. Спайсер, С.А. Токарева, И. Флойштадт, М.А. Хауан, Э. Шортера, А. Энгельмейера.

Среди самых действенных средств нравственного воспитания девушек выступал пример взрослых женщин в семье и общине. В Норвегии XIX в. нравственное поведение девушки считалось наследием ее матери, т.е., то, какой вырастала дочь, во многом зависело от матери. Об этом свидетельствует известная норвежская пословица: «Какая мать такая и дочь» (157). Естественным является то, что в нравственном воспитании девочки огромное значение имеет пример матери, т.е. с кем она постоянно общается и кому стремится подражать. Связь между матерью и дочерью была самой сильной в норвежской семье. Шерри Б. Ортнер отмечала, что еще с младенчества через отождествление с матерью девочка учится быть женщиной. Этот процесс включает постоянное развитие и непрерывность ее отношений с матерью. Пример матери является подготовкой дочери к последующему социальному положению, что предполагает ее отношения с другими женщинами и материнство, где происходит личностное отождествление уже с собственными детьми. Таким образом цикл начинается заново (249, С. 38). Укреплял взаимоотношения матери и дочери сбор приданого. «Каждая мать знала, что, отдавая дочь замуж, она должна дать ей приданое, ведь чем больше приданое, тем выше положение невесты в общине и в глазах семьи будущего мужа. Поэтому совместное участие в накоплении приданого сближало мать и дочь, делало их отношения крепче» (180, С. 41).

Тесная связь образовывалась вследствии детской привязанности дочери к матери, общего ведения хозяйства, совпадения мнений, чувства солидарности по отношению к поведению мужа и отца. Весь уклад жизни норвежской семьи формировал у дочери особое отношение к матери. Наблюдая за взаимоотношениями матери и отца, девочка получала уроки воспитания: как следует себя вести женщине в той или иной ситуации, что является общепринятыми нормами поведения, за какие поступки осуждают. Женщина была не просто хранительницей домашнего очага, быта, а воспринималась олицетворением всех нравственных достоинств. Следует отметить, что женщине-матери принадлежала основная роль в сохранении мира и покоя в семье. В норвежских семьях господствовала полная гармония: ссоры, интриги, шум — все это случалось только в самых редких случаях. По свидетельству Е.Я. Кулаковой-Грот «удивительный мир и дружба царствуют там в семьях: под суровой, холодной наружностью у норвежца скрывается доброе, мягкое сердце; живя в норвежской семье никогда не услышишь брани и не увидишь гневного взгляда; родители всегда добры и ровны к детям; дети почтительны и старательны, а между мужем и женой никогда не услышишь ссоры» (66, С. 36). И если, как отмечала Е Водовозова, «случаются нелады между мужем и женой, они употребляют все средства, чтобы не делать детей свидетелями домашних распрей...» (24, С. 29). Поэтому важным условием нравственного воспитания норвежских девушек являлось внушение им гуманных идеалов христианской религии: терпения, смиренности, любви к ближнему. Тяжелая борьба за существование и зависимость от природы заставили женщину прежде всего полагаться на саму себя и прибегать с молитвой к Богу. Все это делало ее религиозной, серьезной, благоразумной.

Пример старшей сестры, если таковая имелась, также играл большую воспитательную роль для девочек. Так как сестры жили вместе, то младшая сестра непосредственно наблюдала за образом жизни старшей. Девочки усваивали характер взаимоотношений между девушками и юношами. Любовные рассказы были частой темой их разговоров. По свидетельству Марит А. Хауан, главными персонажами этих рассказов были молодые женщины и девушки. Происходящие с ними события случались именно тогда, когда они находились в переходном периоде из одного этапа своей жизни в другой: незамужняя-замужняя, помолвленная-непомолвленная, крещеная-некрещеная. Рассказы являлись установкой норм социального поведения и обстоятельств, которые влияли на жизнь женщины. Они показывали правильные и неправильные формы поведения, давали представление о социальной роли женщины и ее положении в обществе... Такой рассказ, как правило служил объяснением событий и переживаний, происходящих в жизни молодой девушки, помогал найти правильное решение в возникшей проблеме и представлял собой руководство по социальному поведению (205, С. 36—37).

<< Предыдущая страница   [1] ... [35] [36] [37] [38] [39][ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] ...  [54]   Следующая страница >>