Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Проведенный анализ этнопедагогических функций крестьянской женщины позволил выделить основную цель женского воспитания, которая заключалась в подготовке девочки-девушки-женщины к семейной жизни. Этот процесс включал постоянное развитие и непрерывность ее отношений с матерью. С младенчества через отождествление с матерью девочка училась быть женщиной, осваивала новые для себя социальные роли, готовилась к замужеству и материнству.

Исследование практики женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX в. позволило нам разработать этнопедагогическую характеристику норвежской крестьянской женщины XIX в., в котором выделены: физическая характеристика (здоровая, внешне привлекательная, физически развитая, выносливая, спортивная (умеющая кататься на лыжах, коньках, салазках, плавать и т.п.); нравственная характеристика (любящая Родину, уважающая старших, милосердная (готовая помочь ближнему), веропослушная (воспитанная на идеях христианства, духовно-нравственных ценностях, традициях), трудолюбивая (уважение к трудовым традициям, ориентация на получение трудовых навыков и умений, профессию), честная, гостеприимная и щедрая, готовая к созданию семьи (ориентация на семью и семейный образ жизни), верная супружеству); интеллектуальная характеристика (владеющая основами грамоты и арифметики, обладающая общим кругозором, умеющая воспринимать информацию и принимать самостоятельные решения, успешно адаптирующаяся в обществе); характеристика педагогического потенциала (воспитанная (знание житейских правил и наставлений); знающая культурные традиции и народные обычаи); способная обучать детей основам грамолл, счета и этикета; умеющая быть няней, воспитательницей, наставницей, организатором свободного времени детей; владеющая навыками ведения воспитательной беседы, диалога; способная к составлению детских сказок, пересказу народных сказаний, сочинению колыбельных песен и т.п.)

Систематизируя этнопедагогическую характеристику норвежской крестьянской женщины XIX века, в диссертационном исследовании мы пришли к выводу, что ее ведущей сущностной чертой является нравственная составляющая, отрающая как социальные роли женщины в семье и обществе, так и личностные черты матери, жены и хозяйки дома. Поэтому ценностными ориентирами женского воспитания являлись идеи нравственности и христианской добродетели (любовь, милосердие, долготерпение, уважение и почитание ближних, радостное отношение к жизни и др.), гуманизма, осознания уникальности каждого человека.

Представленный нами анализ практики женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX в. доказал своевременность и актуальность исследования. На фоне положительной практики женского воспитания (крепкие семьи, уважение и почитание женщины, отсутствие разводов и брошенных детей) приобретает особое значение обращение к проблемам современной женщины в обществе и семье, осмысление и пересмотр этих проблем сквозь призму имеющегося историко-педагогического опыта, в том числе и зарубежного. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы позволяют смоделировать идеальный образ женщины-матери, актуальный для практики женского воспитания, использовать формы и методы воспитания девочки-девушки-женщины с учетом современной социально-педагогической ситуации, обновить содержание общепедагогического образования. На основе проведенного исследования создана теоретическая база для сравнительного анализа историко-педагогического опыта женского воспитания как в Норвегии и Архангельском Поморье, так и России в целом с определением общих направлений и национальных особенностей, с позиции взаимовлияния этнопедагогических культур.

Библиография

1. Анохин Г.И. Общинные традиции норвежского крестьянства / Г.И. Анохин. — М.: Наука, 1971. — С. 175—195.

2. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции / С.А. Арутюнов // Сов. этнография. — 1981. — № 2. — С. 97—99.

3. Беглые заметки о Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания). — СПб., 1913. — С. 76.

4. Березина Т.А. Норвежцы / Т.А. Березина, М.Н. Морозова // Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. — М., 1990. — С. 57—65.

5. Березников В.А. Поездка по Норвежской Лапландии в 1894 году / В.А. Березников. — СПб., 1897. — 55 с.

6. Беспятых Ю.Н. Архангельск в XVIII веке / Ю.Н. Беспятых. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. — 415 с.

7. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории "образ жизни" / И.В. Бестужев-Лада // Обществ, науки. — 1981. — № 2.

8. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка / Л.Ю. Брауде. — М.: Наука, 1979. — 208 с.

9. Брок И. Моя — по — твоя. Русско-норвежский пиджин / И. Брок // Оттар. —1992. — № 192. — С. 24—26.

10. Брок И О русско-норвежских отношениях / И Брок // Ломоносовец.. — 1993. — 1 апр.

11. Бромлей ЮБ. Эпюс и этнография / Ю.Б. Бромлей. — М: Наука, 1973. — 283 с.

12. Бромлей Ю.В., Крюков М.В. Этнография: место в системе наук, школы, методы / Ю.В. Бромлей // Сов. этнография. — 1987. — № 3. — С. 45—60.

13. Булатов В.Н. Русский Север: Учеб. для вузов / В.Н. Булатов. — Архангельск: ПТУ им М.В. Ломоносова, 2002. — Кн. 4: Свет Полярной звезды, (XVIII—XIX вв.). — 270 с.

14. Булатов В.Н. Баренцев регион: уроки международного сотрудничества / В.Н. Булатов // Холодный дом России. — Архангельск, 1996. — С. 74—83.

15. Булатов В.Н. Баренцев Евро-Арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность / В.Н. Булатов, А.А. Шалев. — Архангельск: Помор, гос. ун-т, 2001. — 172 с.

16. Буторина Т.С. Равноправие мужчин и женщин: миф или реальность? / Т.С. Буторина // Likestillingkonferansen 1995 for universiteter og hogskoler i Norge. Hogskolen I Finnmark. — 1997. — Oktober. — P. 50.

17. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев / Т.С. Буторина // Сов. педагогика. — 1989. — № 7. — С. 83.

18. Буторина Т.С. Педагогическая регионология / Т.С. Буторина. — Архангельск, 2000. — 58 с.

19. Буторина Т.С. Образовательные традиции Русского Севера как основа педагогических инноваций / Т.С. Буторина // О нежных нравах и добром воспитании...: (Метод материалы для работы с род ителями). — Архангельск, 2001. — С. 5—11.

<< Предыдущая страница   [1] ... [41] [42] [43] [44] [45][ 46 ] [47] [48] [49] [50] [51] [52] ...  [54]   Следующая страница >>