Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Следует отметить и тот факт, что девушек, живущих в горах, навещали молодые парни. По вечерам молодежь собиралась вместе и в светлые, летние ночи пели, танцевали, рассказывали горные сказки. «Девушки спали на сеновале и парней обычно принимали там же. Им разрешалось лежать рядом с девушками, они пели песни, обнимались и разговаривали» (274, С. 17). Горная хижина становилась, таким образом, символической «семейной» избой, где имитировались семейные отношения, распределение семейных ролей. «И не один роман, — отмечала Е. Водовозова, — завязавшийся на сэтере, оканчивается веселой свадьбой» (23, С. 438).

Традиционно, сексуальная жизнь девушки начиналась до свадьбы и, как правило, только с тем человеком, в котором она была абсолютно уверена и с которым хотела создать семью. Беспорядочные половые связи, как правило, не допускались и осуждались общиной. Однако чистота нравов требовалась больше от замужней женщины, чем от девушки, т. к. семейные узы уважались норвежцами. В Норвегии XIX — начала XX вв. было распространено так называемое «постельное товарищество» или «ночное или воскресное ухаживание», когда юноша оставался у девушки на ночь. Это явление не осуждалось ни ее родителями, ни общиной и считалось обычным делом. Конечно, взрослые знали о происходящем ночью, поскольку в свое время они сами прошли через «постельное товарищество», и не имели права запрещать своим детям, в особенности дочерям, в нем участвовать. Н.П. Верховский отмечал: «Молодежь... нисколько не стесняется брать себе в жены девушек, интимные дела коих не составляют для них секрета» (21, С. 37). По мнению многих норвежских исследователей, добрачные связи имели долгую традицию в сельских местностях. Традиционная система «постельного товарищества» существовала в Норвегии примерно до начала XX века. Об этом факте свидетельствовали Д. Гонт и Л. Нюстрём (191, С. 489—490), Д. Лейрфол (230, С. 21), Э. Сундт (267, С. 150). По данным Д. Гонт и Л. Нюстрём, юноши и девушки начинали вольно общаться сразу после конфирмации, но так как они еще не считались взрослыми, то в основном воскресные свидания были ради забавы и общения...Они сплетничали, играли, флиртовали, подглядывали за более взрослыми парами и разыгрывали их. Однако физическая близость имела место только, когда молодые люди собирались пожениться (191, С. 490). Довольно подробно традицию «постельного товарищества» описал Э. Шортер: «Воскресными вечерами группа молодых людей от 17 до 25 лет собиралась на деревенской площади и затем начинала обход домов, где жили молодые девушки. Подойдя к сеновалу, где обычно девушка спала, молодые люди, как предписывала традиция, рассказывали соответствующие данной ситуации стихотворения, пытаясь таким образом убедить девушку открыть дверь и провести ночь с тем парнем, которого выбрала группа. Или, как требовал обычай, она могла открыть дверь всей группе и договориться, кого бы она сама хотела оставить. Затем молодые люди шли к другому дому, где весь ритуал повторялся заново. Присутствие третьего человека в комнате девушки также допускалось, обычно это мог быть приятель парня или сестра девушки. Однако добрачные половые связи разрешались только тем парам, которые уже договорились о помолвке. Основной же целью такого «ночного ухаживания» являлась беседа, в ходе которой молодые люди могли лучше узнать и оценить друг друга. Так как каждую воскресную ночь пары менялись, то таким образом, все участники знали друг друга, а в постели у девушки прежде, чем она решит, кого выбрать в мужья, могло в итоге побывать 40—50 молодых парней» (259, С. 102—105).

Следует отметить, что вступление в брак, создание семьи было не только личным делом молодый пары, но и общины, которая регулировала распорядок внутренней жизни своих сочленов, осуществляла контроль нравов, прилагала усилия, чтобы каждый достигший брачного возраста вступал в брак. Община следила за исполнением ритуалов, сопровождающих различные стадии заключения брачного союза. В этом проявлялись соционормативные свойства общины, ее влияние на нормы поведения в будни и праздники. За соблюдением установленных правил «постельного товарищества» следила группа и хозяин общины, а традиция предписывала следующее. Так, согласно обычаю, парень не имел права заснуть, он мог обнять девушку, а девушке разрешалось лежать у него на руке и целовать парня в шею. Не разрешалось паре и снимать одежду. Если это был первый визит молодого человека, то он мог только лежать на одеяле, если он уже хорошо знал девушку, то ему разрешалось лечь под одеяло, однако они не имели права соприкасаться ногами. Дверь закрывать также было нельзя, т.к. в любой момент группа могла вернуться и проверить выполнение предписанных традицией правил. Если они не соблюдались, и если девушка вступала в интимную связь с двумя парнями за ночь, то наказание было суровым: исключение из «товарищества», общественное презрение и унижение.

В целом, «ночное ухаживание» можно считать игрой; если эта игра не заканчивалась браком, то считалось, что перехода в следующую возрастную категорию не произошло. Однако общественное мнение не считало девушку, не вышедшую замуж, неполноценной. По свидетельству С. Меч «прогресс образования и воспитания, независимость делает то, что многие девицы, не вышедшие замуж, пользуются своей свободой для умственной работы. Их мысль направляется, конечно, прежде всего на то, что их больше всего касается, на улучшение женской доли, на улучшение семьи и способов воспитания. Не зная практики, они создают теории...занимаются улучшением систем воспитания, открывают частные школы, где учат детей по новым улучшенным методам...» (76, С. 63)

Таким образом, «ночное товарищество» с одной стороны предоставляло свободу в выборе брачного партнера, а с другой знакомило молодежь с требованием общины в соблюдении сексуальной честности. Как только молодые люди определялись с выбором, то им было все разрешено. Группа оставляла пару в покое. Молодой человек мог теперь оставаться открыто утром в доме этой девушки, завтракать вместе с ее родителями или девушка приносила ему кофе в постель. Избранница парня также проводила праздничные дни в доме его родителей уже в качестве будущей невестки. Но все же до официальной помолвки молодые люди должны были вести себя пристойно.

<< Предыдущая страница   [1] ... [25] [26] [27] [28] [29][ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] ...  [54]   Следующая страница >>