Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
На правах рекламы:
• сумка для фигурного катания . Даже самый юный путешественник мечтает о собственном багаже, в котором он сам повезет свои любимые игрушки и вещи. Безусловно в нашем интернет-магазине сумок Вы сможете купить детский чемодан на колесиках, правда придется поломать голову над тем, какую именно расцветку выбрать. Большой выбор сумок ZUCA многих действительно ставит в тупик, но предоставляет отличную возможность купить чемодан детский на колесах, которого не будет ни у кого.
На основе исследованного материала в § 2.2. мы пришли к заключению, что девушка становилась женой и матерью в большинстве случаев в зрелом возрасте. Целью данного параграфа является раскрытие обычаев и обрядов, связанных с рождением и первыми годами жизни ребенка в норвежской крестьянской семье XIX в., а также те функции, которые выполняла женщина-мать на данном этапе жизни ребенка.
Анализ литературы (С.Х. Блаффер, О. Бё, Н.А. Брингеус, О. Графф, Д. Лейрфол, Х. Плосс, Э. Реклю, Л.Ф. Согштадт, С.-Х. Тиллхаген, Л. Хагберг, С. Хаген, А.Ф. Швейгер-Лерхенфельд, А. Энгельмейер и др.) показал, что нелегкая судьба роженицы, трудности ухода за малолетними детьми, важная роль материнской школы в формировании подрастающего поколения предопределили особенную первенствующую роль матери в семейном воспитании.
Норвежцы, как и любой другой народ на земном шаре, всегда относились к рождению детей как к основной цели жизни человека. Но, пожалуй, для норвежцев этот вопрос в силу исторической специфики имел особое значение, так как в течение многих столетий народ боролся за свою независимость, за культурное возрождение. «Нигде на свете обилие детей не доставляет родителям такой сердечной и искренней радости, как в Норвегии. Отцы не отстают от матерей в изъявлении любви к своем «прелестному дитяти», как они наивно сами величают свое детище» (146, С. 561—599).
В детях была надежда матери и отца на сохранение семейной собственности, на достойную и защищенную старость (180, С. 36). Поэтому забота о будущем потомстве у норвежцев начиналась с момента вступления в брак. В свадебный цикл органически вплетались многочисленные обряды, связанные с деторождением. Среди них важным считалось родительское благословение на хорошее и богатое потомство. Уже во время сватовства прибегали к магии звуков, способной, по народному поверью, отпугнуть злых духов, поэтому лошади и повозка, в которых ехали сваты, украшались колокольчиками, отпугивавшими злые силы. Звон колокольчиков, а также выстрелы из ружей (которые играли ту же отпугивающую роль) оповещали также всю деревню о предстоящем событии. При встрече новобрачных было принято расстилать на крыльце и в сенях новый холст или сукно, символизирующих гладкую, долгую и счастливую семейную жизнь. Обрядовое осыпание новобрачных ячменем и рожью, как и у многих народов, носило характер магического действия, стимулирующего плодородие, счастье и богатство в браке.
Общество не могло оставаться равнодушным к факту отсутствия детей в семье, что обусловило отношение к бездетности как к величайшему несчастью, а также способствовало оформлению и стойкому сохранению в быту целой группы обрядовых действий, выполнявшихся бездетной женщиной. Тогда прибегали к молениям и различным магическим действиям, обращались за помощью к знахаркам и повитухам. Повитухи в лечении бесплодия сочетали рациональные и магические приемы народной медицины. Если женщина, состоящая в браке, долго не рожала, считалось, что она подверглась сглазу. Пострадавшей от дурного глаза полагалось три дня подряд ходить к реке, пить воду, начерпанную под мостом, по которому ходят злые и хорошие люди. Такая женщина не должна была заходить в хлев, так как от ее взгляда на корову (или прикосновения к ней) у животного могло пропасть молоко (114, С. 441).
С наступлением беременности положение молодой женщины изменялось, а после рождения ребенка женщина приобретала более прочное положение в общине. Хотя любой ребенок воспринимался как «божий дар», предпочтение отдавалось сыну — продолжателю рода. Во время беременности женщины различными способами пытались прогнозировать и даже изменять пол ребенка. Пол ребенка можно было определить по форме живота, поведению беременной, увиденным снам и т.д. Если новобрачная хотела родить мальчика, она должна была накануне свадьбы спать ночью рядом с грудным мальчиком (146, С. 8).
Норвежские женщины владели секретами предохранения от нежелательной беременности. Выкидыш производили различными способами: принятием яда, насильственным умерщвлением плода тяжелыми работами или другими приемами. Но большинство из них были небезопасны, как и сами роды (169). Следует отметить, что случаи искусственного прерывания беременности были редкими и рассматривались окружающими как нарушение морально-нравственных норм.
Период беременности характеризуется целым рядом норм поведения, которые женщина должна была соблюдать, чтобы оградить себя и ребенка от неблагоприятных последствий. С момента зачатия личное поведение беременной оказывало влияние на формирование ребенка. Поэтому в период беременности женщине рекомендовали рассматривать красивые предметы, сеществовал целый ряд пищевых табу, нарушение которых, как полагали, могло плохо отразиться на умственных и физических способностях ребенка. Здоровье ребенка во многом зависело и от физического состояния будущей матери. Норвежцы считали, что движение и нагрузки, но не чрезмерные — полезны для матери и ребенка. Забота о физических качествах ребенка во внутриутробный период чаще всего была в сфере суеверий, но в основе их лежало рациональное стремление оградить будущую мать от нервных и физических перегрузок. Так существовала примета: если беременная женщина увидела пожар, то у будущего ребенка могли появиться родимые пятна. Беременной женщине нельзя смотреть, как режут скот, и принимать в этом участие, смотреть на покойника — это может привести к тому, что ребенок родится мертвым. Считалось, что беременную женщину, которая, забывшись, пролезла под изгородью или прошла на корабле под канатом, ожидали трудные роды (114, С. 442). Белье для будущего малыша — пеленки из мягкой домотканой шерстяной материи, белые полотняные крестильные рубашечки — будущая мама готовила сама, коротая длинные северные вечера.
Роды были одним из самых напряженных моментов в жизни роженицы и всей семьи. Роды, как правило, происходили дома. При родах помогала местная повитуха или опытная женщина. Довольно часто помогали и другие женщины — близкие родственницы и соседки. По описанию Л. Хагберга женщины «отапливали помещение, нагревали воду, заваривали лекарственные травы (крапиву, кору ясеня и др.), развешивали пахучие травы для отпугивания злых духов, готовили ложе для роженицы, старательно развязывали все шнуры, ленты, пояса, повязки — все узлы не только у самой роженицы, но и по всей комнате, где она лежала, а также просили остальных домочадцев сделать это по всему дому Норвежцы считали, что всякая замкнутость мешает быстроте родов, поэтому прибегали к действиям, символизирующим разрыв замкнутости. Развязывая узлы, женщины бормотали: «Все, что связано и завязано, должно развязаться и освободиться» (199, С. 14—15). Из волос роженицы необходимо было вытащить все шпильки. После этого ее тепло укутывали и иногда для сохранения сил давали «сонное питье», предоставляя возможность немного отдохнуть. В особо трудных случаях для облегчения родов применялись более сложные в обрядовом отношении способы. Так, например, в качестве вспомогательного средства в Норвегии прибегали к помощи раствора, приготовленного из косточки вест-индского растения (лат. — Entada gigalo bium), которое подбирали на берегу после шторма. Его заносило Гольфстримом к северным берегам. Такую косточку в особо тяжелых случаях бросали в кипящую воду, а затем давали эту воду выпить страдающей женщине. В некоторых районах считалось, что если беременная женщина не разрешается долго, то ей очень полезно покормить со своих рук зерном ту лошадь, на которой она ехала венчаться. Обязательным сильнодействующим средством, помогающим во время родов считалось произнесение рун, придающих силы и облегчающих страдания женщины. Одновременно с этим ассистирующая при родах женщина взывала к помощи богини плодородия, любви и красоты Фрейи. После христианизации норвежки обращались в своих молитвах к Святой Деве Марии, которая, как верили, могла помочь и влить силы роженице. Для поддержания сил во время родов рожающей женщине давали немного водки, считавшейся лучшим лекарством в то время. Водка, известная в Скандинавии уже в XV в., продавалась в аптеках как лекарство.
<< Предыдущая страница [1] ... [28] [29] [30] [31] [32][ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] ... [54] Следующая страница >>