Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

экологический мониторинг водного объекта . Мы предлагаем комплексные решения для водопользователей в Московской и Ленинградской областях. Наша компания имеет все необходимые лицензии и разрешения, включая Лицензию Росгидромета, что позволяет нам выполнять мониторинг водных объектов области на высоком профессиональном уровне. Мы гарантируем полное соблюдение природоохранного законодательства и точность полученных данных.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Следует отметить, что наряд невесты варьировался в зависимости от местности, где жила девушка, и от сложившихся общинных традиций (Приложение 4). Так во многих районах было принято идти с поклоном и просить родовое свадебное платье и серебряный свадебный венец у богатой соседки, для которой одеть невесту было делом почетным. Достаточно подробно традиционный обряд одеванья норвежской невесты описала русская путешественница М. Слепцова. «Вот вынимают платье и венец венчальный, вот раскладывают все, что невеста наденет на себя. Невеста снимает девичий убор, снимает лиф и садится среди комнаты. Расплетают ей волосы, завивают спереди и зачесывают назад, подложив под них маленькую подушечку. Невеста кажется выше от такой прически. Украшают голову блестящими цветами, а сзади прикалывают длинные ленты, обшитые серебряным и золотым позументом. Голова причесана. Надето и красное штофное платье, обшитое зелеными лентами на рукавах. Надет пояс из серебряного галуна; приколот нагрудник из красных лент, разукрашенный бисером и золотом; надета белая косынка. После всего надевается свадебный венец. Невеста берет в руки сложенный носовой платок, и в комнату приглашают женщин-гостей. И с одной стороны обходят они невесту и с другой...и ахают, и дивятся» (120, С. 97).

В день свадьбы невеста должна была исполнить ряд символических обрядов. Вот некоторые из них. Обычно невеста ловила зерно, которым новобрачных по обычаю осыпали. Считалось, что чем больше она поймает зерна, тем больше будет в доме счастья. «Чтобы обезопасить себя от грубой власти будущего супруга, невеста выдвигает правую ногу немного более вперед, чем у жениха. Можно, как бы случайно, уронить носовой платок, который, конечно, жених поспешит поднять, — это хорошее предзнаменование для будущей жены, так как особенно важно, если жених нагнет спину во время венчания» (146, С. 561—599). Невеста должна была также соблюсти ряд обычаев. Так, например, в Норвегии с давних времен существовал обычай, по которому невеста на свадьбе раздавала дружкам жениха, своим подругам, всем близким родственникам, музыкантам красиво орнаментированные вязаные шерстяные носки и рукавицы. Приготовить эти подарки ей помогали ее незамужние и замужние подруги. Как правило, в конце пира невеста в свадебном наряде должна была «протанцевать с дружкой, с молодым, с самым уважаемым гостем» (120, С. 102) Когда танцы останавливались, все шли в другое помещение. С невесты снимали свадебное платье, венец, все украшения. Она одевала темно-синюю юбку, белоснежный передник, безрукавку. Волосы гладко зачесывались с пробором посередине. Муж надевал ей женский головной убор из черного бархата, вышитый бисером. Молодая жена, в свою очередь, надевала на голову мужа, шерстяной колпак. На следующий день праздник возобновлялся. Молодая хозяйка вступала в управление домом, и сама угощала гостей. Кульминационным моментом на свадебном пиру было угощение так называемой невестиной кашей, сваренной из пшеничных зерен на сливках. Она подавалась на стол после того, как невеста-снимала свой пышный наряд и переодевалась в костюм замужней женщины. По свидетельству Д. Лейрфола: «Молодая жена по традиции шла на кухню, брала кашу у поварихи, не забыв при этом заплатить 4—5 крон за ее труд, и под звуки скрипки, играющей свадебный марш, торжественно вносила кашу, подавала мужу и садилась рядом с ним. Вслед за молодой женой шел ведущий с большой чашей каши, которая подавалась гостям» (230, С. 93). Невеста присоединялась к гостям, съедала ложку каши, как бы подтверждая этим свое новое положение. В самом конце пира подавали «сыр невесты». Невеста обходила всех гостей за столом и отрезала каждому по кусочку. По тому, как он был отрезан, присутствующие судили об умении, ловкости, хозяйских способностях будущей жены.

Итак, в заключение данного параграфа мы можем выделить следующие особенности подготовки молодой девушки к семейной жизни как цели женского воспитания:

1. Важными для девушки, стремившейся к признанию обществом как потенциальной жены, матери и хозяйки дома, являлись знания и навыки в области ведения домашнего хозяйства, общая образованность, хорошая физическая выносливость и здоровье.

2. Свобода и самостоятельность, предоставляемые до брака молодой девушке в Норвегии XIX в. позитивно отражались на ее воспитании и подготовке к будущей семейной жизни.

3. В основе как коллективных, так и индивидуальных норм поведения, касающихся взаимоотношений девушки с юношей, находилась ориентация на семью, как на непременный атрибут жизни каждого норвежца. Поведение молодой девушки в добрачный период было ориентировано на подготовку к вступлению в брак, развитие уважительного отношения к юноше-мужчине.

4. Большинство молодежных гуляний представляли собой публичные смотры девушки-невесты. Работа на сетере — летнем пастбище в горах, давала ей возможность включиться в производительный труд на правах равного, самостоятельного члена семьи. Такая имитация взрослой женской жизни способствовала формированию у молодой девушки определенного взгляда на поведение женщины в семье, семейные отношения, распределение семейных ролей.

5. Посредством общины и традиционно сложившейся в ней семейной обрядности молодая девушка целенаправленно знакомилась с межполовыми проблемами. В повседневной практике такая установка реализовывалась через обязательное участие всех девушек общины в молодежных вечеринках и, как следствие их, в «постельном товариществе», традиционной практике норвежского общества. Целью «постельного товарищества» являлось определение степени готовности пары к браку и ознакомление девушки с нормами полового поведения.

б. Несмотря на предоставляемую традицией свободу девушки в добрачных связях, ее независимость в выборе брачного партнера и относительную пассивность родителей в этом вопросе, в норвежских крестьянских семьях XIX

в. брак являлся экономической сделкой. Патриархальность обычаев отражалась на сватанье и свадьбе, ведущая роль в которых отводилась юноше.

§ 2.3. Материнские функции норвежской крестьянской женщины

<< Предыдущая страница   [1] ... [27] [28] [29] [30] [31][ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] ...  [54]   Следующая страница >>